«Учительской газете» выпала большая честь первой представить вам главы из новой книги выдающегося педагога современности Шалвы АМОНАШВИЛИ. Уверены, что, как и все его предыдущие произведения, очередное творение мастера не оставит равнодушным ни одного человека, искренне любящего детей.
Дорогой Коллега!
Мои мысли о Сердце,
о Царстве Сердца,
о Союзе Сердец.
Образовательный мир и общество в целом страдают от сердечной недостаточности, от бессердечия.
Педагогический сад увядает и сохнет без живительной влаги Сердца.
Педагогическое сознание блуждает в лабиринтах трехмерной науки, для которой понятие Сердца как пустой звук.
Солнце всех солнц есть Сердце.
Но оно брошено под ковер образовательных коридоров.
Оно упрятано под стендами и вывесками, гласящими об образовании.
Сердце – самое высшее благо, но унижено толпою, для которой «хлеб и зрелища» важнее Сердца.
Сердце – достоинство человеческое, но продаётся оно на площадях и улицах по базарной цене.
Мысли мои о Сердце,
о Воспитании, об Образовании Сердца.
Но разве не услышу от многих, что они сами уже всё знают о Сердце?
Однако вот беда: мы больше думаем о стрижке ногтей, чем о Сердце, больше прислушиваемся к сплетням, чем к биению Сердца, больше следим за мелкими чувствами, чем внимаем зову Сердца.
Грош цена таким знаниям.
Знания без Сердца не окрыляют человека, а отягощают.
Знания без сосуда Сердца становятся злыми; без добрых дел и помыслов они разрушают и омертвляют всё вокруг.
Я благоговею, беря в руки Вечные Книги Святых Писаний и Великих Духовных Учений. Они и сейчас рядом со мною.
Знания о Сердце, которые составляют кладезь Мудрости, идут от Них.
Нет науки выше Мудрости.
«Но Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иаков, 3,17).
Знания о Сердце очень старые, но не устаревшие. Старые в том смысле, что о них должны знать все, тем более – учителя.
Но если напоминаю о них самому себе или кому-то ещё, то делаю это преднамеренно: неужели не найду среди вас, дорогие мои коллеги, тех, которые встревожены состоянием воспитания подрастающего поколения, наших с вами детей?
Если же вы озабочены больше, чем я, примите меня, пожалуйста, в ваши ряды, чтобы моими скромными стараниями усилил я ваши устремления. Но если вам покажется, что я озабочен больше, то давайте объединимся.
Однако как бы там ни было, предлагаю образовать Союз Сердец и направить наши усилия на утверждение Сердца, которое есть опора воспитания и источник духовности общества.
Нам нужно воцарить Сердце, возвести его на трон Жизни. Нам нужно приблизить Царство Сердца, что есть Царство Небесное на Земле.
И не будем считать напрасной трату нашего таланта и способностей, нашего творчества и самоотвержения, если сразу не увидим плоды воспитания Сердец наших учеников нашим учительским Сердцем.
Но будем помнить, что труд Сердца учителя есть таинство Священного Творения.
Мы были участниками великого эксперимента, но он закончился неудачно.
Мы умудрились воспитать поколение молодых, не воспитывая их.
Мы воспитывали дружбу народов.
Где она – дружба народов? Почему наши старания обернулись злом?
Мы воспитывали патриотизм и интернационализм.
Но почему так мало истинных патриотов, а говорящих о патриотизме так много? И где чувства братской помощи и почему размножаются безразличие и глухота?
Мы воспитывали честность и нравственность.
Но вокруг воцаряется безнравственность, а честность выставляется на посмешище.
В почёте алчность.
Мы воспитывали культуру.
Но многие с лёгкостью меняют оставшиеся в их душе лучики Света на мешки, полные тьмою.
Мы воспитывали всё хорошее.
Но было ли это воспитанием, если мы и знать не хотели о том основании, на котором зиждется воспитание?
Мы строили Храм Нравственности не на твердыне Сердца, а на песке сознания. Так же, как строил дом свой человек не на скале, а на песке, и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое» ( Матфей, 8.27).
Мы были лишены понятия Сердца.
Но не только мы.
Понятие Сердца было чуждо, ненаучно, нереально, нематериально и для психологии, и для философии, и для всех наук. Оно было лишним понятием для всего нашего уклада жизни.
Не будем судить о себе строго. Но это было так.
Сердце есть обитель всей нашей человеческой славы.
Но Сердце есть обитель всего, что нас оскверняет и позорит.
В Сердце накапливается наше бессмертие – это Свет.
Но в Сердце собираются причины нашей гибели – это тьма.
Сердце многообразно, но многообразие его складывается в двух противоположениях.
Есть Сердце доброе.
Есть Сердце злое.
Есть Сердце любящее.
Есть Сердце ненавидящее.
Есть Сердце понимающее.
Есть Сердце глухое.
Есть Сердце горячее.
Есть Сердце холодное.
Есть Сердце щедрое.
Есть Сердце скупое.
Есть Сердце творящее.
Есть Сердце разрушающее.
Есть Сердце зоркое.
Есть Сердце слепое.
Есть Сердце пламенное.
Есть Сердце потухшее.
Есть Сердце светлое.
Есть Сердце тёмное.
Есть Сердце чистое.
Есть Сердце грязное.
Есть Сердце непорочное.
Есть Сердце испорченное.
Гласит Вечная Мудрость:
«Добрый человек из доброго сокровища Сердца своего выносит доброе. Злой человек из злого сокровища Сердца своего выносит злое. Ибо от избытка Сердца говорят уста его».
Глаголят Книги Мудрости:
Сердце, предавшееся добру, излучает благодать непрестанно, независимо от намеренных посылок. Так Солнце не шлёт преднамеренных лучей.
Сердце, злу поклявшееся, будет извергать стрелы сознательно и бессознательно, и непрестанно.
Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо.
Сердце зла уничтожает тепло и, упырю подобно, высасывает жизненные силы.
Так непрестанна деятельность Сердца добра и зла.
Из Книг Мудрости я вычитал притчу.
Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть, и говорил каждому встречному:
– Имеешь Сердце?
Люди недоумевали и спрашивали:
– Почему ты не говоришь о милосердии, о терпении, о преданности, о доброте, о любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь сердце»?
Он отвечал им:
– Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное приложится!
Мудрая Книга наставляет:
Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать?
И где поместится терпение, если обитель его закрыта?
Так, чтобы не терзаться непреложными благами, нужно создать для них сад, который откроется среди осознания Сердца.
Станем же твёрдо на основе Сердца, ибо без Сердца мы – шелуха гиблая.
Сердце!.. Сердце!.. Сердце!..
Люди, вернитесь к Сердцу своему!..
Все ваши сокровища – вечные и непреходящие – в Нём!
Всё ваше благородство зарождается в Сердце, все ваши блага собираются в Сердце!
В Нём записана тайна предназначения каждого!
Думайте о Сердце, думайте Сердцем!
Держите Сердце в чистоте!
Не забрасывайте Его, не забывайте, не позволяйте, чтобы образовалось в Нём болото с тёмными существами!..
– Меня одёргивает мой друг биолог:
– Не кричи!
Он специалист. Тоже имеет свои книги.
Открывает специальную научную книгу и читает мне по слогам:
– «Сердце – центральный орган кровеносной системы животных и человека, ритмичное сокращение мышечных стенок которого обусловливает движение (циркуляцию) крови в организме…» – и добавляет от себя, – Это всё, и ничего больше, понял?
Да, понял, это так, но…
И тоже открываю Мудрую Книгу и читаю:
– «Солнце есть Сердце Системы.
Также Сердце человека есть Солнце организма.
Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец.
Потому культ Света есть культ Сердца.
Понять это отвлечённо – значит оставить Сердце в холоде.
Но как только Свет Солнца-Сердца сделается жизнью, потребность тепла магнита засияет как истинное Солнце.
Можно принять ритм Сердца как ритм жизни.
Учение о Сердце светло, как Солнце, и тепло Сердца спешит так же быстро, как и солнечный луч.
Каждый изумляется, как мгновенно согревает всё луч восходящего Солнца. Так же может действовать Сердце…»
На этот раз одёргивает меня мой друг физиолог. Он более глубокий специалист и держит в руке очень научную книгу.
– Слушай и запоминай! – говорит он сердито и читает вразумительно, чтобы я понял. – «Сердце – по латыни COR, по-гречески KARDIA – есть полый четырёхкамерный мышечный мешок, центральный орган кровеносной системы. Оно развивается из парных закладок клеток МЕЗЕНХИМЫ, расположенных в шейной области зародыша. К началу третьего месяца оно опускается в грудную полость. Из участков СПЛАНХНОТОМОВ, прилегающих к ЭПИ-МИО-ЭНДОТЕЛИАЛЬНОЙ трубке, возникают МИО-ЭПИКАРДИАЛЬНЫЕ пластинки, из которых развивается МИОКАРД и ЭПИКАРД…»
Но не могу успокоиться.
– Друг мой, тоже слушай и запоминай…
И вычитываю ему из разных страниц Мудрых Книг:
Сердце есть дом Духа.
В Сердце – Совесть.
Думает Сердце.
Объединяет Сердце.
Сердце вздрогнет первым.
Сердце затрепещет первым.
Сердце узнаёт много прежде, нежели рассудок мозга дерзнёт помыслить.
Лишь Сердцем можно учуять коричневый газ и вовремя прекратить удушение.
Так и победа на поле Армагеддона останется за Сердцем.
Одёргивает меня самый-самый специалист, который держал в своих руках сотни сердец, оперировал их вдоль и поперёк, вглубь и вширь, – он хирург-кардиолог.
– Послушай, – говорит он убеждённо, – ни в одном сердце, которые оперировал я, не видел и не находил никакого Духа, никакой Вести. Всё это выдумки, сказки, сентименты и литературщина…
О качестве знаний, о том, что на уме.
Студент сдаёт экзамен по философии.
Седовласый профессор кивает головой, доволен. Задаёт последний вопрос:
– Расскажите, пожалуйста, об органе любви…
Студент оживился и бойко изложил свои познания о половых органах.
Профессор философии смутился.
– Не знаю, не знаю, – произнёс он разочарованно, – в наше время органом любви считалось Сердце…
…Успокоится ли наша совесть, если скажем, что такое происходит лишь в анекдотах? Запад усиленно лоббирует в наших школах и даже в детских садах программы так называемого сексуального воспитания, но никто слова не замолвит о воспитании Сердца!
Бушети, Грузия
02.08. 2003 год
Продолжение следует
Комментарии