search
main
0

Без Сердца что поймем? Шалва Амонашвили

Другой молодой царь тоже увидел сон, и тот же ангел обещал выполнить одну его просьбу. Созвал он наутро своих трех советников и спросил:

– Какое царство нужно моим подданным, чтобы они жили счастливо?

– Царство желаний! – воскликнул один не задумываясь.

– Царство разума! – произнес другой, почесав затылок.

Третий тоже хотел что-то посоветовать молодому царю, но тот поспешил к ангелу: закрыл глаза и призвал его в своем воображении.

– Сделай мое царство Царством разума…

С той же минуты во всем царстве начались странные явления. Все подданные – дети и взрослые, мужчины и женщины, старые и молодые – разом преобразились в философов и начали обсуждать любой пустяк. Они сомневались во всем, спорили, критиковали все вокруг, всему искали объяснения и доказательства, научное обоснование. Ученые проводили бесконечные дискуссии с целью, чтобы никто ни с кем не соглашался. Умствовали по поводу того, можно ли погасить Солнце, если все люди вместе будут дуть на него. Или по поводу того, что произойдет, если все песчинки в пустыне вдруг превратятся в муравьев. Или если все колодцы, речки и реки, моря и океаны вдруг иссякнут…

Во всем люди искали железную логику, доказательства, факты. Неверие стало нормой жизни. Разум сделался холодным, подозрительным, недоверчивым, расчетливым и, наконец, неразумным.

Люди все дотошно взвешивали, мерили, оценивали, переоценивали, сравнивали и опять начинали все сначала. Взвешивали и оценивали даже любовь, даже доброту, даже радость, даже зло и даже рождение и смерть.

На все взирали стеклянными глазами, и каждый ставил на всем продажную цену.

Жизнь в царстве замедлилась, стала она хмурой, грустной, тревожной. Исчезла вера, пропало доверие. Зато повсюду разгуливало подозрение. Распалось единение и восторжествовали самость и разобщенность.

Сколько ни призывал царь народ образумиться, ничего не получалось.

Находясь в отчаянии, царь покинул дворец и на окраине царства встретил старика. Тот сеял хлеб на вспаханной земле и пел песню.

– Бог тебя не одарил разумом? – спросил царь.

– Почему? Разум мой всегда жил и живет по сей день в моем Сердце, – ответил тот.

– При чем тут Сердце?! – удивился царь.

– Разум без Сердца перерождается в тупость и безрассудство.

– Как же ты живешь разумно, когда только и знаешь пахать-сеять и не обновляешься?

– Пашу и сею для Бога, а тебе отдам зерно. Так каждый день выстраиваю я ступеньки от разума Сердца до Бога, и каждая ступенька во мне – обновление жизни.

Молодой царь погрустнел.

– Эх, был бы ты моим советником, не допустил бы я ошибку… – произнес он с чувством раскаяния.

– Я и есть твой советник, которого ты недослушал, – сказал старик и продолжил сеять хлеб.

Мудрец поясняет:

«Современное погибельное положение создалось извращенным пониманием мозга».

Таким пониманием заражен Запад и пытается заразить мир.

Суть погибельного состояния в том, что Сердце и мозг, чувства и разум оторвались друг от друга. Некие «хирурги», называемые материалистами, в каком-то прошлом бездумно перерезали нить, по которой Сердце вело разум за собой, питало и облагораживало его, а разум черпал через чувствознание Сердца понимание о духовном и материальном.

Слово «материализм» приняло чудовищное содержание, отражая в себе только физическую действительность. Но ведь слово это происходит от вездесущей силы Беспредельности!

Разум без Сердца превращается в неразумность, то есть становится холодным, абсурдным, ущербным для жизни людей. Паутина холодного разума оплетает Сердце, и оно тоже становится холодным, то есть злобным.

Сердце – свыше данный орган, оно даровано людям для связи с Космосом. Сердце – мировой орган, оно принадлежит человечеству.

Но что же может сделать холодное Сердце?

Оно уже не годится для такого предназначения. Высшие чувства тупеют и вырождаются в холодном Сердце. Зато возникают противожизненные чувства, имена которых Злоба, Ненависть, Невежество, Самость, Собственность, Выгода, Эгоизм…

И надо ли гадать, во что превратятся их детища – желания и устремления? Надо ли гадать, на что будет направлена психическая энергия?

Холодное Сердце поощряет холодный разум отметать вокруг себя все, что не укладывается в его – разума – представлениях. А представления и знания его складываются только по одному принципу – голого материализма.

Люди ввергаются в заблуждение: они начинают почитать себя вне Сущего.

Это и есть погибельное состояние.

Холодный разум изобретает методы познания, стрелы которых направлены против духовного, против чувствознания. Направлены они против расширения сознания от понятия грубого материализма до понятия Мира Тонкого, от Мира Земного до Мира Духовного и Миров Высших.

Спросите: Почему эволюция человечества так замедлена?

Ответят Мудрецы: Люди сами замедлили ее.

Спросите: Как?!

Ответят Мудрецы: Отрицанием своим, сомнением своим, скептицизмом и нигилизмом своим.

Спросите: Что, не нужно отрицать?

Ответят Мудрецы: Отрицающий беден, утверждающий богат. Отрицание есть невежество. Оно мертвенно, ибо пресекает все сужденные, непреложные возможности.

Спросите: Какие?

Ответят Мудрецы: Непреложен Надземный Мир, непреложна психическая энергия, непреложно бессмертие духа, непреложен закон причин и следствий. Непреложен сам закон непреложности.

Спросите: И что будет, если их принять?

Ответят Мудрецы: Расширится миропонимание на твердыне понятия «духовность». Такое расширение сознания преобразит все отношение к жизни, обратит безобразное к прекрасному. Люди поймут друг друга и устремятся к единению, сотрудничеству с Мирами Высшими, примут в Сердце свое Бога. Уйдут суеверия, многие болезни, ибо здоровым станет Дух.

Спросите: Где посылки, чтобы отойти от отрицания?

Ответят Мудрецы: Если земные глаза еще не видят и уши не слышат, то Сердце признает высшую действительность. Слух и зрение Сердца велики. Только расширение сознания может устыдить отрицание. Опасно быть слепым и глухим Сердцем и Духом.

Спросите: Что делает сомнение?

Ответят Мудрецы: Сомнение есть гибель качества. Сомнение есть могила Сердца. Сомнение есть начало безобразия. Психическая энергия пожирается сомнением. Сомнение может расслабить каждое напряжение. Прародитель его зовется отцом лжи. Пусть умолкнет сомнение, которое не раз тушило огонь Сердца. Нужно избавиться от червя, чтобы избежать дракона. Не может ютиться сомнение там, где сожжено осознание пламенное.

Скажет кто, с восхищением взирая на плоды современного технократного мира:

– Как далеко шагнула наука, какие творит чудеса!

Но нужно ли пояснять, что та же самая наука, находясь в глубоко засекреченных и закрытых, тайных и подпольных лабораториях, творит чудовища. И этим чудовищам под силу омертвить планету Земля.

Она уже омертвляет жизнь то тут, то там, то в нас самих.

Чудеса науки и техники творят для нас мелкие праздники, а чудовища – похороны.

И те, и другие – и чудеса, и чудовища – гордость холодного разума.

Но можно только вообразить, как гордился бы разум, нашедший престол в светлом Сердце, и какие радовали бы нас чудеса!

А теперь о третьем молодом царе.

Он тоже увидел сон, и ангел обещал ему выполнить одну его просьбу.

Созвал царь утром своих трех советников.

– Скажите, какое царство нужно моим подданным, чтобы жили они счастливо?

Молодой царь был умен и терпелив, потому обратился к третьему советнику:

– А ты что скажешь?

– Царство Сердца! – сказал тот.

Молодой царь закрыл глаза и вызвал ангела.

– Сделай мое царство Царством Сердца…

Ангел замешкался.

– Бог уже дал каждому свое Сердце, надо зажечь его…

– Так зажигай…

Ангел опечалился.

– Не могу… Бог велит людям самим зажигать свои Сердца и помогать друг другу!

– Тогда скажи, как зажигать?

– Воспитанием… – и ангел исчез.

Царь открыл глаза.

Советники ждали, что он скажет.

– Займемся воспитанием Сердца! – сказал царь и назначил третьего советника попечителем воспитания Сердца.

Вот и назначил царь каждого из нас попечителем воспитания Сердца.

Примем ли мы такое назначение?

Ну как я могу говорить за Вас, дорогой коллега, каждый выбирает свой путь сам.

Буду говорить о себе.

– Спасибо, молодой царь, за такое высокое доверие мне! – скажу я и приложу руку к Сердцу.

И восполнюсь чувством суровости долга перед Творцом, перед судьбами поколений молодых.

Но не возмутится ли строгий наказ с длинной бородою, уверенно гласящий: «Воспитатель сам должен быть воспитан»?

Укажет он на меня и воскликнет: «А Сердце его воспитано?»

Действительно, Сердце мое далеко от совершенства, чувства мои требуют облагораживания, мысли мои не освободились от сорняков, а знания мои вовсе не полные.

Как же мне быть?

Как быть, если сам знаю, что доброта воспитывается добротою, любовь воспитывается любовью, радость воспитывается радостью, терпение воспитывается терпением, благородство воспитывается благородством, а Сердце воспитывается Сердцем?

А во мне нет полноты этих благ!

Как же мне быть перед законом: воспитатель сам должен быть воспитан?

Нет, нарушать закон не буду, ибо нахожу в себе качество, которое дает мне право принять назначение. Качество это называется устремленностью.

Я устремлен к Свету, к Сердцу, к Любви, к Доброте, к Благородству. Ищу и взращиваю их в себе. Потому вывожу для себя частное правило: Устремленность воспитывается устремленностью.

Я устремлен к обретению благих основ. Устремлю к ним своих учеников. Облагораживая свое учительское Сердце, буду облагораживать Сердца своих учеников.

Меня подбадривает Мудрец: «Утверждающий Истину, даже при несовершенстве, уже на пути».

Пишу себе Кодекс Учительского Сердца.

Напрягать свое Сердце, ибо оно есть:

– Свыше действующий орган.

– Мост, объединяющий Землю со Вселенной.

– Солнце всех солнц.

– Престол разума и колыбель мыслей.

– Твердыня чувств.

– Хранитель суровости долга.

– Дом Духа.

Воспламенять свое Сердце огнями

– чувства Любви,

– чувства Преданности,

– чувства Сострадания,

– чувства Сорадости,

– чувства Признательности,

– чувства Героизма,

– чувства Покаяния.

Дарить дары своего Духа каждому в лучших проявлениях

– Улыбки,

– Соприкосновения,

– Слов и Голоса,

– Творящего терпения,

– Сотрудничества,

– Понимания,

– Мыслей.

Прислушиваться к языку своего Сердца:

– к его Биению,

– к его Ритму,

– к его Трепету,

– к его Томлению,

– к его Радостям,

– к его Чувствознанию.

Жить по начертаниям законов Сердца:

– Закона Неповторимости,

– Закона Единения,

– Закона Непреложности,

– Закона Соизмеримости,

– Закона Блага,

– Закона Вмещения,

– Закона Красоты.

Пропускать всю свою педагогическую жизнь через Сердце:

– любить ее Сердцем,

– мыслить о ней Сердцем,

– творить ее Сердцем,

– страдать о ней Сердцем,

– радоваться ею Сердцем.

Мерить все мерами Сердца:

– мерою Любви,

– мерою Красоты,

– мерою Творчества,

– мерою Блага,

– мерою Мудрости,

– мерою Беспредельности,

– мерою Вечности.

Действовать по принципам Сердца:

– Думать Сердцем,

– Принимать Сердцем,

– Утверждать Сердцем.

Знать, не забывая:

– Над небом есть Небо,

– Над миром есть Миры,

– Над жизнью есть Жизнь,

– Над Сердцем ученика есть Сердце Учителя.

Беречь Сердце свое и Сердце каждого.

Закрывать на замок Сердце свое

– для отрицания,

– для сомнения,

– для недостойных мыслей,

– для соблазна.

Помнить:

– Без Качества куда пойдем?

– Без Сердца что поймем?

– Без Красоты чего достигнем?

Продолжение. Начало в №№ 43-46

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте