В системе образования в последнее время довольно часто говорят о здоровье школьников. Хочется помочь больным школьникам, сделать для них что-то полезное. Например, ввести в штатное расписание школы должности врача (а лучше двух или трех), массажиста, физиотерапевта, десяти медсестер и назвать все это школьной поликлиникой. Таких поликлиник уже не так мало. Новый ли это подход с точки зрения организации здравоохранения? Нет, раньше при всех больших заводах, особенно с вредным производством, создавались поликлиники и профилактории. С точки зрения господствовавшей системы ценностей такой подход был оправдан. Трансляция его в настоящее время в систему образования кажется цинизмом.
Развитие ребенка происходит в процессе образования: ребенок формируется в соответствии с неким идеальным ОБРАЗОМ, заданным высшими культурными образцами данного социума. Если культура ведет к нарастанию заболеваний детей, значит, эта культура “антифизиологична” и нечеловечна. Следовательно, здоровье необходимо рассматривать в культурном контексте, применяя к нему не только биологические, но и социокультурные категории. Какая же связь между культурными достижениями и состоянием здоровья? Постараемся ответить на этот вопрос.
Возьмем, к примеру, учителя. В школе, где транслятор культуры -педагог, многое зависит от его возможностей, состояния здоровья, способностей. С возрастом теряется пластичность психологической реакции, развиваются устойчивые профессиональные штампы, которые диктуют набор определенных реакций на все вопросы, ответа на которые учитель не знает. С каждым годом уверенность в своей правоте относительно элементарных грамматических правил постепенно и незаметно переносится на все остальные вопросы, которые ставит школьная жизнь. И тогда появляются “учительский голос”, профессиональная строгость, “принципиальность” по отношению к неуспевающим. Учителя можно понять: он должен быть на высоте как профессионал. Дети каждый раз приходят разные, но хочется, чтобы результат был каждый раз одинаково хорошим. Это скорее не вина, а беда “нормального” учителя, что его педагогический арсенал не всегда позволяет ему найти точный подход к каждому ученику. Если арсенал педагогического воздействия учителя небольшой, начинается тяготение к “полувоенным” способам взаимодействия: “сиди тихо”, “не балуйся”, “вон из класса”, “без родителей не приходи”. Для чего приглашают родителей? Для того чтобы сказать им, что их ребенок плохой. Родители сообщают об этом ребенку. Один раз сообщают, второй, третий. До тех пор, пока ребенок не поверит (а он долго не верит), что он действительно плохой. Когда же поверит, то уже честно начинает играть роль “плохого”. И тут все начинают кричать: “Караул! Милиция, психолог, психиатр, сделайте с ним что-нибудь!” А уже поздно, он вошел в роль.
Прибавьте к этому парту не по росту, неважное освещение, плохое питание в школьной столовой, стресс от полученных двоек. А теперь перечислите самые распространенные заболевания школьников: нарушение осанки, близорукость, гастриты, кариес, астено-невротические состояния. Все совпадает. Есть, правда, еще ОРВИ, но это “святое”, это единственная официальная возможность школьника взять на несколько дней “отпуск без содержания”, “убежать в болезнь”.
На наш взгляд, постоянная работа педиатра в школе целесообразна только на экспериментальных площадках, где апробируются новые медицинские подходы, проводится научно-методическая работа. Во всех остальных случаях достаточно одной медицинской сестры (из расчета одной ставки на 600 учащихся), которая поддерживала бы здоровье детей с помощью профилактических мероприятий: очистки питьевой воды, сезонной дотации витаминов, микроэлементов и т.д.
Для реализации этого подхода разработана и утверждена Министерством здравоохранения технология работы школьной медицинской сестры В.П.Обижесвет. Эта технология включает в себя применение высокоэффективных методов фитотерапии, офтальмотренировки, физиотерапевтических процедур. В Комплексе социально-педагогической реабилитации детей и подростков Москвы подготовлены “Настольная книга школьной медицинской сестры” и полный список аппаратуры и материалов для проведения работы. В сущности это первое технологическое описание всей работы школьной медицинской сестры, включающее планирование, информационный и справочный материал.
Кроме этого, самому учителю необходима специальная подготовка, например, один из видов дифференцированной помощи детям с психологическими проблемами – создание коррекционных классов. Однако пока нет единой типологии учеников этих классов, отсутствуют серьезные педагогические технологии для обучения детей с познавательными и личностными трудностями. Уже понятно, что учитель коррекционного класса не может успешно работать один – необходимы согласованно работающая “команда”, состоящая из психолога, логопеда, учителя ритмики, рисования, курс лекций по дефектологии, психологии и психотерапии, набор дидактических материалов, игрушки, ориентированные на детей с проблемами в развитии.
Владимир КАСАТКИН,
директор Комплекса социально-педагогической
реабилитации детей и подростков Юго-Западного
образовательного округа г.Москвы,
кандидат медицинских наук
Комментарии