О положительных сторонах объединения вуза и нескольких учебных заведений другого статуса я попросила рассказать директора профессионального училища №18, которое вошло в структуру Санкт-Петербургской государственной академии сервиса и экономики (ГАСЭ), Владимира ПИЧУГИНА.
– Идея университетского комплекса витала давно, более десяти лет назад, но практическое воплощение состоялось недавно: исполнился год, как подписан договор о вхождении нашего учебного заведения в состав университетского комплекса. В 2005 году ожидается первый выпуск группы колледжа.
Приходя к нам, дети получали начальное профобразование, а потом уже шли в колледж или вуз. Но, поступая, скажем, в колледж, не все ребята дотягивали до конца: отучившись два-три года, попадали на улицу, поскольку не осваивали программу. Что дает многоступенчатая система, которая функционирует в университетском комплексе? Во-первых, дети поступают в ГАСЭ. На первой ступени получают начальное профессиональное образование. Они уже социально защищены: начальные квалификационные навыки им даны. Если же есть желание и способности, то можно перейти на следующий уровень – средний (колледж). Отучившись на нем, ребенок выходит с дипломом об окончании колледжа. Что важно, он учится, находясь здесь же, в наших стенах, в привычной обстановке, среди знакомых преподавателей. Далее, опять-таки, молодой человек при условии желания, способностей и возможностей поступает на третью ступень – академическую и учится по сокращенной программе: ему зачитываются те дисциплины, что были в колледже. Дублирования нет, а есть экономия времени и средств.
– Владимир Николаевич, когда вы классифицировались как просто ПУ, у вас была ступень колледжа?
– Нет, у нас были договора, и ребята уходили в другие учебные заведения. Сейчас все обучение идет на нашей базе, с привлечением сюда преподавателей и кафедр. Детям здесь очень комфортно, не надо никуда ездить.
– Какой процент ребят идет в вуз по окончании колледжа?
– Три-четыре группы мы берем на первый курс, например, три группы швейных профессий, три – парикмахерских, одну – бухгалтерскую. Из этих 120 человек примерно тридцать поступают на высшую ступень, а остальные трудоустраиваются. За нашими детьми стоит очередь.
– То есть вы не считаете, что стали подготовительным факультетом академии?
– Конечно, нет, у нас заявки на выпускников колледжа уже на следующий год выпуска. Каждый стремится заполучить такого специалиста. К примеру, у нас учится Ваня Черноокий: он и портной-закройщик, и параллельно парикмахер-стилист. Только в этом году он взял золотые медали, не говоря уже об участии в международных конкурсах.
На мой взгляд, самое главное преимущество университетского комплекса – в гарантии. Ребенок никогда не будет отчислен, он выпустится со специальностью. Выбор ступеней зависит от его желания и возможностей, но каждому мы даем шанс получить высшее образование. Еще один плюс – возможность непрерывного образования.
– Есть ли экзамены между ступенями?
– Государственные экзамены, защита диплома, вступительные на следующую ступень. Все по государственным стандартам. Единственный нюанс: дети учатся по сокращенным программам, чтобы не было дубляжа уже прошедших дисциплин. Допустим, высшая ступень предполагает обучение в пределах 3-3,5 лет.
– Как проходила реорганизация?
– Совершенно безболезненно. Нашим условием было сохранение юридического лица, и мы его сохранили: у нас своя бухгалтерия, свой расчетный счет.
– Владимир Николаевич, в чем заключается взаимодействие с базовым вузом?
– У нас общие учебные программы, общие преподаватели, общая учебно-лабораторная база, библиотека, а также внеконкурсное и гарантированное поступление в вуз наших выпускников.
Санкт-Петербург
Комментарии