Звоните: 202-65-43
Говорят, безвыходных ситуаций не бывает, даже если проблемы касаются коварных орфографии и пунктуации. Под рукой может не оказаться нужного словаря, и тогда надо просто набрать номер телефона “Справочной службы русского языка”. Работает она при Институте русского языка им. В.В.Виноградова РАН.
Службу организовал в 1958 году известный филолог, составитель “Словаря русского языка” Сергей Иванович Ожегов. Она начала действовать в таком режиме: дежурный аспирант отвечал на все поступающие по телефону вопросы, попутно занося их в специальный журнал. В особо сложных случаях разъяснения давали научные сотрудники.
В годы перестройки эта работа чуть было не остановилась, но граждане по-прежнему звонили, задавали вопросы. За сорок с лишним лет не один раз сменились телефонные номера службы и, конечно, сами ее сотрудники. Они, как и раньше, выполняют свои обязанности день за днем, с утра до вечера.
Служба (тел. 202-65-43) отвечает на все вопросы, относящиеся к нормам русского языка. Сюда, как в последнюю инстанцию, может обращаться тот, кто отчаялся выяснить каверзный лингвистический вопрос по всем другим каналам. И консультацию получает любой говорящий по-русски.
Вопросы в пределах языкознания можно задавать самые разные. От того, например, сколько “с” в слове “касса” (если кто-то, конечно, дошел уже и до такого), до правомерности использования того или иного словосочетания в заданном контексте. Но это не значит, что кто-то, увлекшись, скажем, пособием по акупунктуре, может позвонить и поинтересоваться, правильно ли он понял приведенные в книге термины или приемы. “Мы не занимаемся содержательной частью понятий”, – уточняет директор службы Юлия Сафонова.
На чем основана уверенность в том, что именно здесь обязательно дадут правильный и исчерпывающий ответ? Во-первых, работники службы – квалифицированные сотрудники Института русского языка, люди, несомненно, грамотные. Во-вторых, их интеллектуальный потенциал дополняется мощной справочной базой в виде разного рода словарей и пособий. Естественно, и плавные изменения в языке, неологизмы не остаются здесь без внимания.
Наши граждане, как выяснилось, не желают пускать на самотек свое грамматическое образование. Каким-то образом они узнают о существовании этой службы и звонят: недельная “норма” обращений – 800-900 звонков. Склоняется ли “вече”, “согласно закону” или “закона”, “по завершении” или “по завершению” и т.д.; слитность-раздельность, расстановка знаков препинания, написание заглавных букв в названиях, правильность ударений… Сложные профессиональные проблемы, возникающие в основном у коллег-редакторов, решаются совместными усилиями.
Все вопросы (конечно, разрешенные) попутно фиксируются сотрудниками службы, подбирается картотека, составляется база данных. Впоследствии ее материалы, проанализированные и обобщенные, лягут в основу научных работ, статей. Поэтому можно вполне обоснованно порадоваться, что наука языкознания развивается не без нашего с вами участия.
Леонид АРКАДЬЕВ
Комментарии