Непрерывность подготовки – одно из условий новых стандартов педагогического образования. Однако задолго до их принятия педагогические колледжи стремились к сотрудничеству с факультетами вузов. К примеру, санкт-петербургский педагогический колледж № 8 может похвастать целым списком университетов, с которыми заключены договоры. Первую строку в нем, безусловно, занимает Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (РГПУ). Ему по определению отведено место лидера. В частности, таким факультетам, как психолого-педагогическому, дошкольного образования. В последние два года завязалась дружба с факультетом безопасности жизнедеятельности.
По словам заместителя директора по научной работе Надежды Кузиной, когда в колледже верстаются учебные планы, то в пояснительных записках обязательно присутствует дополнение: какие предметы преемственны и какие предметы будут зачитываться при приеме в педагогический вуз.
Что касается ускоренных форм обучения, то, например, на факультете дошкольного образования в РГПУ выпускники педколледжа попадают сразу на третий курс. То есть первые два курса университета они проходят за три года обучения в колледже. Однако с другими факультетами вуза на такую схему выйти не удается. Причина не только в различии стандартов, но и в нежелании вузовских преподавателей терять свою нагрузку.
Возможность поступления на третий курс после окончания колледжа в этом году готов предоставить факультет безопасности жизнедеятельности РГПУ. Студенты педколледжа начиная с первого курса получают дополнительную подготовку по этой дисциплине. Таких же специалистов готовит факультет вуза. Поэтому в педколледже уже с первого года обучения корректируют учебный план, вводя туда предметы, что проходят в вузе.
Как заметила Надежда Кузина, многие студенты хотят продолжать обучение в вузе. Только в этом году в РГПУ поступили 28 человек, из них 11 – на психолого-педагогический факультет. Единственное, что портит ребятам радужность перспективы, – это экзамены. На каждом факультете они разные. Психолого-педагогический факультет, к примеру, предлагает испытания по истории и русскому языку. Тем, кто заканчивает колледж с красным дипломом, – собеседование по истории. Но от этого потенциальным студентам вуза не легче. Больше всего они боятся повторного разочарования. Ведь многие уже поступали в педагогический университет, но, срезавшись на вступительных экзаменах, осчастливили своим присутствием педколледж.
Впрочем, на случаи поражения существуют платные отделения того же РГПУ, Государственного университета им. А.С. Пушкина, Университета культуры и искусства. Как правило, ребята легко поступают на третий курс и учатся 3,5 года. При этом оплата за год обучения составляет порядка 15 тысяч рублей, что по сегодняшним меркам довольно дешево.
Но «связи связями», а педколледжей в Петербурге семь. Каким образом среди них регулируется количество поступающих в педвуз? На этот вопрос Надежда Кузина ответила так:
– Мы очень благодарны тем деканам, которые организуют нам целевой набор. Скажем, факультеты дошкольного образования, начального образования и коррекционной педагогики РГПУ сообщают заранее, сколько наших студентов они могут принять. Мы совместно с другими педколледжами определяем, какое количество человек от каждого учебного заведения пойдет на эти целевые места.
Но, даже несмотря на теснейшее сотрудничество между педколледжами, не у всех ребят есть шанс попасть в вуз. Факультеты принимают в среднем по 25 человек. Самое большое количество выпускников, которое могут дать педколледжи, – три человека. Количество же лучших и желающих перейти на вузовскую ступень обучения, конечно, больше. Поэтому в педколледжах стараются дать рекомендации во все вузы, с которыми есть договоры, где существует необходимое направление и ускоренная форма обучения.
Если говорить об особенностях педподготовки в колледже и вузе, то Надежда Кузина уверена: и та, и другая – высококачественны. Плюс среднего профессионального образования заключается в большом объеме практической части: за три года обучения у ребят 18 недель практики. Выпускник педколледжа – это специалист, который видел все типы образовательных учреждений и попробовал себя на практике в разных ролях, поэтому, как правило, не утрачивает желания продолжать работу.
Плюс вузовского педагогического образования – в высоком теоретическом уровне подготовки, в расширении кругозора, формировании иной культуры в человеке.
Санкт-Петербург
Комментарии