Недавно читали вместе с шестиклассниками книгу А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Внимательно слушали они отрывок о том, как тимуровцы готовились втайне помогать людям. И вдруг слышу оживление в классе, разговоры. Прервала чтение, чтобы узнать, что же так задело. А слушатели, оказывается, уже включились в обсуждение. Их заинтересовало, почему ребята помогали тайно. Наверное, так интереснее – со стороны увидеть, как ты доставил кому-то неожиданную радость, сделал приятный сюрприз. То, что тимуровцы помогали не ради благодарности, ребятам понравилось.
Меня тронуло то, что ребят задели за живое поступки героев книги. Постепенно сама включилась в разговор. Рассказала о том времени, когда возглавляла пионерскую работу в школе, как мы создали тимуровский отряд в дружине имени пионера-героя Вали Котика.Тогда вместе с учителем технологии ребята сделали красные звезды. Торжественно маршируя по селу с горном и барабаном, укрепляли их на дома участников войны, ветеранов, вдов. Пусть все видят, что теперь эти люди находятся под надежной защитой. Без какого-либо напоминания тимуровцы носили им воду, дрова, мыли полы, помогали в огороде. Рассказала я и об акциях, которые проводили тогда пионеры, – о сборе металлолома, ветоши, макулатуры. Летом сушили лекарственные травы, потом сдавали в аптеку. У нас был свой пионерский счет. Мы смогли приобрести новые горны, барабаны, отрядные флажки, пилотки. Как-то без проблем было тогда собраться всем ребятам в школе, чтобы подготовиться к акции. И совсем не надо взрослым подталкивать ребят на какое-то дело. Старшая вожатая лишь помогала детям в начинаниях.Потом мы перешли к сегодняшним делам. Здесь ребята взяли инициативу в свои руки. Рассказали о своих полезных делах вне школы. Старались обойтись без хвастовства. После такого разговора пришли к одному мнению, что всегда находятся те, кому нравится заниматься тимуровской работой. А я вдруг вспомнила, как однажды в районном отделе образования методист по воспитательной работе учила нас: если мы считаем, что одноразовыми акциями, навязанными сверху, невозможно воспитать патриотизм, то мы расписываемся в своем неумении работать. Тогда я возмутилась и предложила ей приехать в школу и поработать с детьми. Ребята противятся делать все по указке взрослого, по шаблону и для отчета. Чтобы достичь результата, надо заниматься не тем, что работать на отчеты, а для детей. Марина СОРОКИНА, директор Андреевской основной школы, Адамовский район, Оренбургская область
Комментарии