search
main
0

Без подготовленного педагога модернизации образования не будет

Поддержку профессионального развития педагога, по моему мнению, следует понимать как процесс совместного с педагогом определения поля его собственных профессиональных интересов, целей и возможностей саморазвития, поиска путей и средств преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в профессиональной деятельности.

Вместе с тем эта поддержка направленная, поскольку ориентирует саморазвитие педагога на решение инновационных творческих задач, актуальных и перспективных как для педагога, так и для округа, и адресная, так как учитывает различия педагогов в уровне квалификации, компетентности, опыте творческой деятельности, динамике мотиваций профессиональной деятельности и профессионально-личностного развития. Адресная поддержка – необходимые дополнительные ресурсы, пришедшие в нужное время («нужное время» и характер помощи определяются ходом реализации педагогом собственного инновационного проекта). Модель направленной и адресной поддержки ПРПК увязывает в теории и на практике циклы профессионально-личностного развития педагогических кадров с решением педагогами и группами педагогов инновационных задач на уровне образовательных учреждений и учебного округа в целом. В 2011-2012 учебном году 7784 работника образовательных учреждений округа стали слушателями курсов повышения квалификации, что на 16% больше, чем в 2010-2011 учебном году. Для удовлетворения запросов педагогов СВАО выстроена система взаимодействия более чем с 12 образовательными учреждениями Москвы, ведущими курсовую подготовку, такими как Московский институт открытого образования, Московский городской педагогический университет, Московский городской педагогический институт, Московский городской психолого-педагогический институт. Успешно развивается окружная курсовая система повышения квалификации и на базе окружного учебно-методического центра. В 2011-2012 учебном году педагогическим работникам округа было предложено 29 учебных программ курсов по приоритетным направлениям современного образования. Разнообразие содержания курсов сделало их актуальными для разных категорий слушателей. Всего обучены 628 человек, из них 82 руководителя и их заместителя, 513 педагогов, 33 иных работника образовательных учреждений. Наиболее востребованными стали курсы, посвященные проблемам ИКТ-компетентности, психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, работе с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Практика доказала, что теоретико-методологическая подготовка без приложений малоэффективна, как, впрочем, и привычка значительного числа педагогов приспосабливаться к пришедшим извне образовательным технологиям без рефлексии и обоснованной оценки. На опыте окружных ОУ мы убедились, что эффективность введения ФГОС общего образования зависит от того, насколько согласована теоретическая проработка педагогами нового содержания образования с практическим освоением современных образовательных технологий, адекватных ФГОС нового поколения. В противном случае педагог будет произносить правильные слова о системно-деятельностном подходе, но не будет готов спроектировать и провести «деятельностный урок», выполнить критериальное оценивание. Нередки случаи, когда педагог многое знает о личностно ориентированном образовании, но при этом работает в режиме «безличностного» комбинированного урока или в жестком (если не сказать жестоком) режиме индивидуально ориентированного обучения, а теоретически подкованный управленец может с жаром агитировать за рост качества образования и не видеть оснований для совершенствования системы управления качеством образования при переходе на новые ФГОС. Отрыв теории от практики совершенно недопустим при реализации крупных инноваций, имеющих окружной, городской, федеральный статус. В этом случае для кадрового обеспечения целесообразно создавать целевые комплексы ПРПК. Первый опыт был нами получен в период 1995-2004 гг., когда в Северо-Восточном округе реализовывали Программу создания и развития адаптивной социально-образовательной среды. Эта комплексная программа объединила управленцев разных ведомств, педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, валеологов, медиков, социальных педагогов, других специалистов и остро поставила вопросы сочетания инновационной деятельности с повышением квалификации и взаимным консультированием. В настоящее время в качестве примеров можно привести целевые комплексы ПРПК, организованные для введения ФГОС общего образования нового поколения или ФГТ дошкольного образования. Они создаются на базе опорных школ и ДОУ, которые выполняют функции не только инновационных и стажировочных площадок, но и центров методического консалтинга. Эти площадки отличает большое разнообразие организационных форм, традиционных и новых, что позволяет учесть различия педагогов в квалификации, опыте, мотивациях работы, использовать совещания, конференции, педагогические форумы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, курсы повышения квалификации, педагогические сессии, виртуальный педсовет, педагогический марафон, мастер-классы, межшкольные методические объединения, лекции, а также современные оргформы с использованием ИКТ. Следует особо отметить систему постоянно действующих окружных тематических семинаров для педагогических работников начальной школы, воспитателей ГПД, воспитателей ДОУ. Более 60% учебного времени на этих семинарах занимают практические занятия, проводимые в интерактивной форме. Для индивидуализации обучения часть занятий проводят в дистанционной форме. О результативности сочетания теоретических и практических занятий говорит то, что в ходе введения ФГОС НОО на базе пилотных школ было проведено 19 мастер-классов, в которых приняли участие более 90% учителей 1-х классов. Последующий окружной мониторинг выявил, что 90% учителей 1-х классов успешно используют на уроках новое учебное оборудование. Комплексы ПРПК целесообразно формировать всякий раз, когда у значительной части педагогов возникает потребность в обновлении профессиональной деятельности. Например, созданная в округе система подготовки школ к итоговой аттестации направлена на решение актуальных для учителя проблем. Поэтому в состав системы включен комплекс ПРПК, который в этом случае представлен курсами повышения квалификации, теоретическими семинарами, ярмаркой педагогических идей, стажировочными площадками, демонстрационными занятиями, индивидуальными и групповыми консультациями учителей по подготовке к ЕГЭ и ГИА, педагогической сессией, интерактивной работой в едином информационно-образовательном пространстве методиста. Аналогичным образом (со встроенным комплексом ПРПК) в СВАО действует система подготовки педагогов к профессиональным конкурсам. Отличие в том, что больший акцент делается на самодиагностику. Включение в цикл аттестации подготовительного и межаттестационного периодов, наличие этапа подготовки к профессиональным конкурсам вовлекает педагогов и управленцев в активную инновационную работу. Поскольку аттестация и участие в конкурсах добровольны, интересные данные о мотивах подачи заявок дает анкетирование педагогов: только 5% связывают это с возможностью повышения заработной платы, 30% ориентированы на рост своего профессионального статуса и 65% педагогов округа считают участие в аттестации и конкурсах эффективной формой повышения профессиональной квалификации. Аттестация и профессиональные конкурсы постоянно стимулируют у значительного числа педагогов и управленцев потребность в изучении новой научной информации, методического и практического опыта, они тем самым способствуют распространению инноваций. ОУМЦ, методобъединениям округа и ОУ наличие аттестационных и конкурсных циклов ПРПК позволяет изучать, формировать и поддерживать информационные потребности педагогических кадров, своевременно оказывать им адресную методическую помощь, в том числе в системе консалтинга. Для эффективности процесса ПРПК весьма большое значение имеет включенность педагога в деятельность школьного профессионально-педагогического сообщества, к которому относятся все педагоги и руководители школы независимо от их педагогических специализаций, окружного предметно-профессионального сообщества, объединяющего на добровольной основе педагогов-специалистов в конкретной учебно-предметной области. В этих двух сообществах генерируется совокупность индивидуальных и групповых инновационных проектов, которые могут содержать задачи, актуальные и перспективные для профессионально-личностного развития педагога. Организация продуктивного профессионального общения среди учителей-предметников округа необходима прежде всего для выработки общих профессиональных, «корпоративных» ценностей, обогащения профессиональной культурной среды. Это могут быть отдельные образцы методических решений, общепризнанный опыт решения аспектных организационно-методических задач, а также задающие лидирующий профессиональный уровень авторские методические системы, традиции данного предметно-профессионального сообщества.Организованные предметно-профессиональные сообщества могут гораздо более активно участвовать в обобщении методического опыта, формировании и реализации образовательных программ повышения квалификации (особенно вариативных модулей), аттестации педагогических кадров, подготовки педагогов к профессиональным конкурсам. В работе предметно-профессиональных сообществ активно используется так называемое информационное образовательное пространство – система специализированных сайтов, которая позволяет своевременно и адресно информировать руководителей образовательных учреждений и педагогов об основных событиях московского образования, об изменениях в нормативно-правовой базе, о выпуске новых учебно-методических комплектов. Важно, что на сайтах идет демонстрация инновационного опыта, результатов экспериментальной, внедренческой деятельности, даются методические рекомендации, организуется профессиональное общение. Весьма важный прогностический вывод состоит в том, что в условиях программно-целевой, проектной, сетевой работы, то есть с ростом числа координационных и кооперационных взаимодействий педагогов, увеличиваются возможности эффективного использования организационных форм профессионального развития педагогических кадров за счет как увеличения частотности применения, так и их разнообразных сочетаний. Это позволяет отрабатывать типовые организационные модули ПРПК и последовательно переходить от традиционного параллельного использования консервативных форм (повышение квалификации, методическая работа, инновационная работа, аттестация, экспертиза) сначала к созданию технологических цепочек (единая методическая тема, цикл аттестации, цикл конкурсной работы), а затем – к формированию единого технологического пространства ПРПК в учебном округе.Елена АВРУТИНА, директор ОУМЦ СВАО, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте