В Ленинградской области готовятся к реализации пилотного проекта по участию регионального Комитета общего и профессионального образования в управлении образовательными организациями (ОО), находящимися в муниципальном ведении. Проект тесно взаимосвязан с административной реформой, которая планируется в регионе. В чем своевременность данной инициативы и какими станут этапы ее претворения в жизнь, рассказал глава профильного ведомства Сергей ТАРАСОВ.
По словам председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, несколько лет назад в положении о комитете существовала строка, которая позволяла согласовывать кандидатуры руководителей ОО с региональным органом управления образованием. Была отработана технология согласования, проводились собеседования, то есть осуществлялся профессиональный и четкий подход к выбору кандидатов. Однако несколько лет назад прокуратура региона опротестовала это положение как не соответствующее ФЗ-131. Дальнейшая практика показала, что зачастую на должность руководителей ОО назначались специалисты, которые, с точки зрения профильного ведомства, не обладали необходимыми профессиональными качествами, предъявляемыми к управленцам, а также порой были далеки от проблем образования. Поэтому шаг, позволяющий вернуться к практике совместного принятия кадровых решений, актуален и важен. Причем не только для Ленинградской области, но и для всей страны. Сегодня направляются огромные средства на реализацию образовательных программ, на заработную плату педагогическим работникам, на учебные расходы. Это серьезные финансовые вливания из регионального бюджета, и, следовательно, должны быть определены соответствующие юридические и правовые механизмы влияния. Необходимо менять законодательные основы взаимодействия с муниципалитетами, которое пока строится в рамках системы договоренностей. Реализация этого непростого процесса требует последовательности. – На первом этапе мы будем рассматривать вопрос кадровой политики, совместного назначения руководителей образовательных организаций, прежде всего школ, – поясняет Сергей Тарасов. – Думаю, позже мы перейдем к согласованию кандидатур как директоров школ, так и заведующих детскими садами, потому что должен быть единый подход. На втором этапе мы будем совместно проектировать и формировать развитие муниципальной сети образования, причем делать это нужно в контексте развития профессионального образования. Данный подход позволит установить более тесные связи общего и профессионального образования, в том числе в рамках профориентационной работы и допрофессиональной подготовки на базе учреждений СПО.Третий этап – размышление над еще более глубоким влиянием взаимодействия с образовательными организациями. В этой связи возможен переход управления муниципальной системой образования с местного на региональный уровень, но это требует отдельного обсуждения.Что касается рисков при введении новой системы управления, то я вижу вот какие трудности: если учредителем школы будет только региональный орган управления образованием, то у муниципальной власти будет меньше возможностей уделять внимание школе и следить за ее развитием. Муниципалы знают территорию, и с этой точки зрения их помощь важна. Поэтому нужно будет вырабатывать модель взаимодействия, добиваться понимания того, что образование – это общая сфера приложения сил и заботы. Ответственность за качество образования должна быть совместная – субъекта и муниципалитета. Перекосов допускать нельзя.
Комментарии