search
main
0

Без перехода на личности

О конкурсе «Учитель будущего» мы узнали из электронных СМИ, и администрация предложила нам поучаствовать. Команда сложилась спонтанно, мы вместе с Тамарой Петросян и Анной Конобеевой решили создать коллектив учителей, которые в иной ситуации не были готовы работать друг с другом. То есть в школе мы между собой, конечно же, контактируем и даже вместе проводим внеклассные мероприятия, однако до межпредметного взаимодействия дело не доходило.

Мы все очень разные, например, Тамара Арамаисовна изначально получила педагогическое образование, более 20 лет работала учителем русского языка и литературы, Анна Вячеславовна когда-то давно работала учителем химии, географии и биологии, потом ушла работать в органы внутренних дел, вышла на пенсию и снова вернулась в школу. Формально педагогический стаж у нее всего 2 года, а по сути, это самый возрастной участник. Я же работаю 13 лет, тогда, если помните, стартовала программа привлечения в школу специалистов без педагогического образования. Я по профессии юрист, но потом прошла курсы переподготовки и стала учителем истории и обществознания, плюс ко всему еще и курсы психологии окончила. Поэтому команда у нас очень свое­образная и всесторонне развитая.

Когда оказалось, что мы вышли в полуфинал, это было весьма неожиданно для всех. Но наши дети и родители очень тепло поддерживали нас на протяжении всего конкурса, и когда мы поехали в Чеченскую Республику на испытания, каждый день писали нам эс­эм­эс­ки и желали победы. Причем наши сопровождающие вели трансляцию из Грозного, весь хутор следил за происходящим, и мы видели, как количество болельщиков увеличивается буквально на глазах.

Как известно, главная идея конкурса – помочь учителям наладить профессиональное общение и взаимодействие в плане взаимопроникновения предметов. На мой взгляд, эта проблема существует главным образом применительно к тем предметам, которые сильно отстоят друг от друга, например, литература и технология, химия и изобразительное искусство, а вот биология и география, математика и физика, русский и иностранный языки гораздо ближе между собой, и там учителя более легко находят общий язык. А я преподаю предметы, которые «вросли» сразу во все, например, история ведь есть в любой науке, поэтому мне в этом плане сам бог велел налаживать межпредметность и взаимодействовать со всеми. То есть мне этот конкурс пришелся сразу по душе. Другим моим коллегам было сложнее, однако трудности помогают отрабатывать навыки, ликвидировать пробелы в образовании.

Когда мы узнали о конкурсе и поняли, в чем его суть, возникла идея начать готовиться к нему, разрабатывая сценарии межпредметных уроков и проводя мероприятия междисциплинарной направленности. В каком-то смысле это было хорошим стимулом для поиска новых форм работы. Хотя, как позже выяснилось, задания на конкурсе были иного рода, больше психологического и общепедагогического плана, направленные на развитие умения слушать, понимать и принимать другого, искать и находить компромиссы.

В полуфинале мы работали с командами из других регионов, они были сформированы исходя из очень разных принципов. Каждая стратегия имеет свои плюсы и минусы, поэтому нельзя сказать, что лучше поступать вот так, а вот так делать не следует. Кого не оказалось в финале, так это тех, кто очень хотел, чтобы вся команда работала только на одного человека и чтобы вся слава и все внимание достались только ему.

Но что бы я точно отметила, так это тонкий воспитательный момент: конкурс «Учитель будущего» помогает понять сильные и слабые стороны каждого участника, однако благодаря организаторам и членам жюри никто никому не делает никаких внушений, не тычет пальцем в недостатки, а «разбор полетов» происходит в максимально дружеской обстановке, без переходов на личности. После этого у людей остаются только хорошие впечатления, хочется не просто работать дальше, а развиваться, избавляясь от всего того, что этому мешает. И это, кстати, отмечают все – от молодых до самых зрелых участников.

Относительно практической пользы могу сказать, что в рамках одного из испытаний коллективными усилиями мы разработали настольную игру, которую можно использовать для самых разных категорий учащихся. И это задание было выполнено отнюдь не только для конкурсной «галочки», по возвращении домой мы воссоздали игру у себя и предложили ее своим детям. Теперь в нее играют на уроках географии, русского языка, литературы, истории. Надеюсь, что аналогичные продукты, разработанные другими участниками, точно так же будут востребованы и тиражированы.

Я считаю, этот конкурс помогает повысить престиж учительской профессии, в том числе и благодаря тому, что команды в целом и их участники в частности активно презентуют себя в социальных сетях, дети и родители интересуются их выступлениями, лучше понимают, в чем заключается смысл их профессии.

На самом деле целей у конкурса множество, и одна из главных – это именно построение грамотной коммуникации. Ведь, к сожалению, многие конфликты в школе возникают из-за того, что люди просто не умеют общаться друг с другом, не хотят быть гибкими, с одной стороны, а с другой – наоборот, не владеют тактом и грамотной аргументацией при отстаивании собственных интересов, своей позиции. А здесь мы это все увидели и почувствовали важность данных навыков.

Анна ВИННИКОВА, учитель истории и обществознания школы №11 х. Красночервонный, Новоалександровский район,

Ставропольский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте