Творчество Александра Трифоновича Твардовского тесно связано с историей нашей страны второй половины ХХ века, эволюция его лирического героя – движение к глубокому, философскому осмыслению законов бытия. Этим объясняется необходимость системного обращения к изучению его произведений в школьном литературном образовании.
Изучение творчества Твардовского все школьные программы рекомендуют начинать с 7-го класса. Это переход на завершающую стадию первого этапа обучения литературе в средней школе. На этом этапе (5-8-е классы) школьники постигают основные сущностные свойства литературы как искусства слова: получают представление о художественной условности и «формах жизни» в литературе (5-й класс), типах литературного героя (6-й класс) и формах литературного повествования (7-й класс), о родах и жанрах (8-й класс).7-й класс – тот период обучения, когда необходимо не упустить момент, чтобы пробудить у детей желание вдумчивого чтения, закрепить приобретенные навыки анализа текста, а также вывести на размышления о взаимосвязи судьбы человека с судьбой Родины, на философские раздумья.Как программа под ред. В.Я.Коровиной, так и программа под ред. Т.Ф.Курдюмовой на изучение творчества Твардовского отводят 2-3 часа (на усмотрение учителя). Я считаю, что целесообразно использовать 3 часа.1. Твардовский: страницы биографии. Стихотворения «Братья» и «К обидам горьким собственной персоны».2. Тема «поры», отражающая вечные законы движения человеческой жизни и природы. Стихотворения «Снега потемнеют синие», «Отыграли по дымным оврагам», «Чуть зацветет иван-чай», «Июль – макушка лета».3. «Это была часть меня». Тема долга перед мертвыми и живыми. Стихотворения «В тот день, когда закончилась война…», «Я знаю, никакой моей вины…».Это первые уроки по Твардовскому в средней школе, которые во многом должны определить и мотивировать все последующие обращения к творчеству поэта. Этому может способствовать выявление глубинной связи не только поэзии, но и судьбы самого Твардовского с русской литературой и историей страны. Поэтому на первом занятии можно зачитать фрагмент «Автобиографии»: «Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, Толстого, Никитина произошло таким именно образом. Отец и на память знал много стихов: «Бородино», «Князя Курбского», чуть ли не всего ершовского «Конька-Горбунка».Книга стихотворений Н.Некрасова была для меня особенно дорога. Отец привез ее с базара в Смоленске, куда попала она, должно быть, из какой-нибудь барской библиотеки и выменяна отцом на картошку. «Ну а вот это – тебе», – сказал он, разбирая и распределяя городские покупки. Я был очень польщен: я считался вторым после отца грамотеем и книгочеем в семье, кроме того, сам сочинял стихи. Но это только так сказано было, что книга подарена мне. На самом деле мне не разрешалось выносить ее из дому, например, в поле, когда я пас скотину, или таскать на печку, где я зимой любил читать и готовить школьные уроки. Эту книгу полагалось читать только за столом, и то лишь после того, как стол убран и насухо вытерт. Там мы ее обычно читали – отец или я – в долгие зимние вечера, чаще всего вслух.У меня к этой книге особое чувство. Это и память родного дома, и память невозвратимой поры, когда я впервые с этих страниц воспринял глубоко взволновавшее меня слово великого поэта. Не этому ли волнению я обязан счастьем своей жизни, счастьем служить в меру сил делу родной литературы?»После прочтения можно обсудить три важных вопроса, ответы на которые в последующие годы неоднократно вспомнятся учащимся:1. Как родилась у Твардовского любовь к книге и к литературе?2. Почему поэт особенно выделяет книгу стихотворений Н.А.Некрасова?3. Что для Твардовского является счастьем жизни?А затем начать знакомство с творчеством, обратившись к стихотворению «Братья», работа над которым приведет к размышлениям над риторическими вопросами, которыми оно завершается. «Что ж ты, брат? Как ты, брат? Где ж ты, брат? На каком Беломорском канале?..» В этих вопросах любовь и память, чувство вины и раскаяния, которые не смогли убить годы и расстояния. Так мы начинаем знакомство с основными мотивами лирики Твардовского.Размышления о превратностях судьбы, глубине и сложности человеческих чувств можно продолжить, обратившись к стихотворению «К обидам горьким собственной персоны…».На втором занятии по творчеству Твардовского целесообразно проанализировать стихотворения, которые, казалось бы, посвящены теме родной природы, но при этом необходимо учитывать философское начало лирики поэта. «Времена года в поэтическом восприятии Твардовского совпадают с разными периодами в жизни человека: расцветом жизни, ее увяданием», – как точно отметила Т.А.Снегирева. Поэтому описания картин природы помогают перейти к ощущениям, которые переполняют человека. Так, например, весенняя картина в стихотворении «Снега потемнеют синие…» -Снега потемнеют синиеВдоль загородных дорог,И воды зайдут низинамиВ прозрачный еще лесок… -приводит лирического героя к ощущению особой поры в жизни человека:И сердце почует заново,Что свежесть поры любойНе только была да канула,А есть и будет с тобой…Так же и в стихотворении «Июль – макушка лета» мотив уходящего лета вызывает мысли о скоротечности жизни.Постепенно все предложенные для знакомства стихотворения не только откроют перед учащимися душевный мир поэта, но и помогут задуматься над философскими вопросами бытия.На этом этапе уместно привести воспоминание В.Лакшина о Твардовском: «Он был очень серьезен в отношении к жизни, к ее обязательствам, умел видеть ценности вне себя, своего круга, своей профессии и привязанностей даже своего времени». Следующий урок начинает рассчитанный не на один год разговор еще об одной очень значимой теме в лирике Твардовского – теме долга. Анализируя стихотворения «В тот день, когда закончилась война…» и «Я знаю, никакой моей вины…», необходимо поставить перед учащимися вопрос: «А.Т.Твардовский – человек большого гражданского мужества и честности. В чем это проявляется?».Ответом на вопрос станут размышления учащихся о долге, о том, что страдания, выпавшие на долю нашего народа, были всегда близки поэту, переживались им как собственное личное горе и боль. Именно поэтому стихотворения звучат так, словно они прошли через сердце каждого человека. Через сердце каждого русского человека прошла и Великая Отечественная война. Таким образом, эти размышления могут служить переходом к изучению еще одной, тоже рассчитанной на несколько лет темы – темы войны.Это следующая для изучения творчества Твардовского тема в 7-м классе. Поэтому переход к ней от стихотворений «Я знаю, никакой моей вины…» и «В тот день, когда закончилась война…» вполне логичен.На изучение «стихов, рожденных войной» программами предусматривается всего один час. Поэтому обращение к ней при завершении изучения творчества Твардовского может помочь подготовить учащихся к размышлениям об ответственных моментах в жизни страны, о горестных страницах нашей истории. Это занятие целесообразно построить на основе сопоставления стихотворений поэтов, еще не знакомых учащимся, с уже известными стихотворениями Твардовского, а также можно обратиться еще к одному его стихотворению – «Жестокая память». Так, на основе тем «Память», «Долг живых перед павшими», зазвучавших в лирике Твардовского, можно соотнести «Мужество» А.Ахматовой, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К.Симонова, «Братские могилы» В.Высоцкого. Для учащихся такая работа может стать еще и одним из первых опытов контекстного изучения. Таким образом, изучение творчества Твардовского в 7-м классе требует особого внимания. В центре внимания восьмиклассников оказываются отдельные литературные произведения, которые изучаются в единстве формы и содержания. Поэтому знакомство с поэмой-эпопеей «Василий Теркин» в конце 8-го класса весьма уместно.На работу с поэмой «Василий Теркин» целесообразно отвести 3 часа.1. Введение понятия лироэпической поэзии. Знакомство с творческой судьбой А.Т.Твардовского (особый акцент на его корреспондентскую деятельность в годы Великой Отечественной войны).2. Война как трагедия (по главам «Переправа», «Смерть и воин»).3. Народный характер (по главе «Гармонь»). Место лироэпических отступлений в поэме-эпопее (по главам «Переправа», «Гармонь», «Смерть и воин»).При работе над этими главами возможно привить учащимся следующие навыки:- давать развернутую характеристику литературного героя;- рассматривать особенности поэтики произведения лироэпического жанра;- формулировать нравственные и философские проблемы, поставленные в произведении, выстраивать развернутую систему аргументации;- видеть поэму-эпопею в системе контекстов: контексте судьбы и творчества А.Т.Твардовского, историческом контексте;- писать развернутый отзыв о произведении;- владеть навыками монологического ответа.Если говорить о контекстном подходе к изучению творчества Твардовского, то после уроков по поэме-эпопее «Василий Теркин» уместно провести урок-обзор по теме «Военная лирика», так как для учащихся 8-х классов это первое знакомство со сложной, исполненной трагического звучания темой. За основу такого занятия можно взять сопоставление двух стихотворений поэтов разных эпох: А.Твардовского «Я убит подо Ржевом» и В.Высоцкого «Он не вернулся из боя». Провести анализ, применяя перенос.Сопоставление на основе переноса поможет прийти к следующим выводам. Ключевые образы в данных стихотворениях – это образы павших и живых. В стихотворении Твардовского павшие обращаются к живым: «Все на вас перечислено // Навсегда, не на срок», а у Высоцкого – обратное: «Наши мертвые нас не оставят в беде, // Наши павшие, как часовые». Учащиеся улавливают эту цепочку образов, и с помощью переноса в их сознании происходит укрупнение образа безымянного воина, обращающегося к ныне живущим. Отвечая на вопрос, какая тема объединяет эти два произведения о войне, школьники приходят к самостоятельному выводу, что это память, стирающая временные границы. И на данном этапе урока уместным становится разговор о военной лирике как вечной связи между павшими и живыми.В качестве основного текста для обращения к этой теме, конечно же, целесообразно более подробно остановиться на стихотворении Твардовского «Я убит подо Ржевом». Во время анализа стихотворения учащимся предлагается определить его жанр и аргументировать свою точку зрения. Как варианты даются следующие определения: лирическая историческая песня, лирический рассказ-монолог, поэма. В любом случае учащиеся отмечают органический сплав лирики и эпоса в произведении, что в свою очередь соответствует сквозной литературной теме 8-го класса – изучение жанровых особенностей. Для домашней работы предлагается следующее задание: ознакомиться с другими произведениями о войне, данными в разделе «Военная лирика», и попробовать аргументированно ответить на вопрос: какая тема объединяет их, каковы художественные особенности ее воплощения? Естественно, предполагается, что ученики будут анализировать, используя перенос.Следующее обращение к творчеству Твардовского предусмотрено программой только лишь в 11-м классе. Такой большой перерыв, на наш взгляд, можно сократить, так как Твардовский – замечательный поэт и его творчество тесно связано с традициями русской поэзии ХIХ века. Поэтому считаем, что имя этого поэта может звучать на уроках как в 9-м классе, так и в 10-м.9-й класс – второй этап изучения литературы в школе, где в центре внимания оказывается смена литературных эпох. Такой ракурс осознания литературы по сравнению с 5-8-ми классами несет в себе обобщающий смысл, потому обращение к творчеству уже знакомого автора при изучении новой темы вполне оправданно.Так, на наш взгляд, уместно обратиться к сопоставительному анализу стихотворений Пушкина и Твардовского на обобщающих уроках по творчеству великого поэта. В стихотворениях Пушкина о назначении поэта и поэзии («Поэт», «Памятник») откроется непреходящий смысл при сопоставлении со стихотворением Твардовского «К обидам горьким собственной персоны». Снова будем прибегать к переносу. Эта работа еще раз подчеркнет животворящие традиции стиха Пушкина, но в то же время продемонстрирует, что в ХХ веке взгляд на предназначение поэта расширился. У Твардовского поднимаемая нравственная проблема решается созвучно с современным поэту временем, подается и прочитывается уже в общечеловеческом плане: речь идет уже не столько о поэте, сколько о любом смертном вообще (в том числе, конечно, и о поэте, каким его представляет себе А.Твардовский).В 10-м классе пушкинская лирика предстает перед учащимися как отражение внутренней жизни поэта. Знакомство с «Осенью» располагает к разговору о творчестве как процессе; мироощущение Пушкина середины 30-х годов, поэтически воплощенное во «Вновь я посетил…», пробуждает размышления о связи поколений. Именно эти темы нашли не только продолжение, но и развитие в лирике Твардовского. Поэтому вновь появляется возможность для сопоставительного анализа стихотворений поэтов. За основу деятельности снова возьмем перенос. В ходе подобной работы решается хорошо знакомая учителям литературы проблема. Завершая разговор об истории развития русской литературы ХIХ века, психологически очень сложно расстаться с именем Пушкина, ведь каждый новый учебный год готовил незабываемую встречу с произведениями этого великого поэта. Поэтому сопоставление с произведениями Твардовского может подготовить продолжение работы с пушкинскими текстами в 11-м классе. Если в 10-м провести такую работу, то в 11-м, когда придет время говорить о Твардовском как об интерпретаторе текстов, пушкинских мотивов, у ребят легко и закономерно возникнут темы, образы. Когда в 11-м классе возникнет разговор о творческих поисках и открытиях А.Т.Твардовского, сопоставления с философскими раздумьями А.С.Пушкина о жизни людей и смене поколений, об их связи и кровном родстве приведут к размышлениям о законах движения времени.Такая работа на третьем этапе литературной деятельности учащихся оправданна. 10-11-е классы – второй «круг» историко-литературного курса. Именно на этом этапе во главу угла ставятся вечные темы в литературе. Все приобретенные прежде знания и навыки служат более сложным целям, способствуя нравственно-философской и культурологической «фокусировке» педагогического процесса. Поэтому пропедевтическое обращение к творчеству Твардовского в 10-м классе имеет основания.К сопоставлению с произведениями Твардовского в 10-м классе возможно прибегать не только при изучении лирики А.С.Пушкина, но также и при знакомстве с творчеством Н.А.Некрасова. Так, можно сопоставить стихотворение Некрасова «Баюшки-баю» со стихотворением Твардовского «Перевозчик-водогребщик», потому что их объединяет материнская тема, которая традиционно в русской литературе связана с темой Родины. Чувство Родины, страны всегда личностно. И именно через рефлексию отношения к матери, осознания ее роли в судьбе сына и переосмыслении ее судьбы в трудные, переломные моменты жизни страны проявляется личностное отношение к судьбе Родины. Так было у Некрасова и в «Родине», и в стихотворении «Внимая ужасам войны», и в «Рыцаре на час», то есть тех, которые уже знакомы учащимся. После обобщения по этой теме учащимся можно предложить сопоставить (используя перенос) схожие по тематике стихотворения Некрасова и Твардовского. В ходе работы учащиеся смогут сделать самостоятельные выводы о том, что у Некрасова вырисовывается образ не просто матери, а некой спасительной силы, к которой лирический герой прибегает в кульминационную минуту жизни. А стихотворение Твардовского поможет учащимся осознать, что унаследовал поэт ХХ века из лирики Некрасова, как развил эту тему в трагический период жизни страны, а заодно и выявит особенности поэтического взгляда Твардовского.Анализируя стихотворение Твардовского, учащиеся выявляют не только кровную связь с Родиной, но и связь с темой памяти, которая в творчестве этого поэта заявлена не только как «личная, индивидуальная память», но и как «память народная». Как писал А.И.Павловский, «…она по своему размаху, масштабности, и по своей внутренней сути эпична». Так, еще в 10-м классе учащиеся открывают для себя одну из ведущих тем лирики Твардовского, а также постигают эпическое начало его творчества.Таким образом, к 11-му классу в восприятии учащихся сложится представление о неразрывной связи творчества Твардовского с русской поэзий ХIХ века. И поэтому когда придет черед итогового разговора о вкладе поэта в историко-литературный процесс ХХ века, учащиеся подойдут к изучению его произведений с особым, мотивированным интересом.Тем более что к разговору о творчестве Твардовского можно обратиться и в начале 11-го класса. Первый раз, когда учащиеся будут знакомиться с творчеством Бунина-поэта. Известно, что Бунин высоко ценил художественную простоту поэтического языка Твардовского. Замечательный поэт отмечал, как сильно эстетическое воздействие языковой формы стихотворений Твардовского. То, что Бунин сказал о поэме «Василий Теркин», с полным правом можно отнести к лирике обоих поэтов и найти в этом основу для сопоставления: «Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем… ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого, слова».И.А.Бунин и А.Т.Твардовский следовали традициям русской поэзии золотого века. Так, например, в русской поэзии философские размышления связаны с природой, с которой в свою очередь тесно сопряжена жизнь человека, его души. Рассказ о природе часто становится исходным звеном философской лирики. Особенно любима в русской поэзии осень. Но у каждого поэта осень своя, неповторимая. В этом ключе возможно сопоставление осенних пейзажей нескольких поэтов ХIХ и ХХ веков, например, «Осень» Пушкина, «На железной дороге» Некрасова, стихотворения Тютчева, «Листопад» Бунина и «Признание» и «Листва отпылала» Твардовского. Поможет соспоставлению тот же перенос. Такая работа способствует выявлению тематической и образной преемственности, отличающей русскую поэзию.Второй раз к стихотворениям Твардовского можно будет обратиться при изучении творчества С.А.Есенина. Анализируя есенинский миф о «мужицком» рае на земле, можно провести сопоставление поэтики избы у обоих поэтов. А также обратить внимание на особенности стилей поэтов, в языке которых ясная, без замысловатых или патетических обращений крестьянская речь сочетается с высокой языковой культурой, свойственной русской классике, отправной точкой в этом наблюдении может стать стихотворение Твардовского «О Родине».Таким образом, когда по тематическому планированию придет время изучения творчества Твардовского (а больше трех часов, к сожалению, программой не предусмотрено), то у ребят уже будет сформировано полное представление о месте и роли этого поэта в историко-литературном процессе.Так как творчество Твардовского изучается после знакомства с творчеством Б.Пастернака и Н.Заболоцкого, перед постижением произведений А.Солженицына, В.Гроссмана, В.Быкова, В.Распутина, В.Астафьева, то работу уместно начать с разговора о деятельности Твардовского на посту главного редактора журнала «Новый мир».1-е занятие. А.Т.Твардовский. Творческая биография и редакторская деятельность. Обзор. 2-е занятие. «Василий Теркин»: эпическое состояние мира, тема смерти, связь лирического с эпическим.3-е занятие. Лирика: мотивы памяти и бытия. Следующее занятие можно провести как обобщение по теме «Человек и природа» в русской поэзии ХХ века (на основе сопоставления стихотворений Б.Пастернака, Н.Заболоцкого и А.Твардовского).Изложенная выше система изучения творчества А.Т.Твардовского в 8-11-х классах доказывает, что преподавание литературы должно учитывать смысловые акценты, которые позволяют осуществлять системный подход к обучению и создают более благоприятные условия для формирования мировоззрения учащихся, а также для развития творческого мышления.Людмила ПЕЧНИКОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №13 Нижнего Новгорода, учитель года Нижегородской области-2012
Комментарии