Современной школе нужен новый учитель. Соответственно готовить его также необходимо по-новому, с учетом потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Тем же, кто окончил педвуз много лет назад, нужно предоставить все возможности для повышения квалификации без отрыва от работы, в кратчайшие сроки и с максимальным эффектом. И здесь в большей степени востребованы те учреждения, которые помимо прочных знаний учат проектировать свой образовательный процесс с учетом нынешних реалий – ЕГЭ, ГИА, ФГОС, ОРКСЭ и т. п.
Раньше было просто: прослушал курс, написал реферат, считай, повысил квалификацию, – говорит ректор Магаданского областного ИПКПК Алла Радовская. – Но мы считаем подобную практику порочной и делаем ставку на системно-деятельностный подход и проектную деятельность. На наших курсах учителя полностью погружены в тему, и по итогам каждого занятия видно, кто и насколько продвинулся в своем развитии. Иначе нельзя, слишком много требований предъявлено к системе образования, и требуется качественно изменить подходы к освоению новых направлений. Было время, когда учителя были вынуждены для повышения квалификации ехать из отдаленных школ в областной центр, к нам в институт. Но теперь стало очевидно, что более эффективно наладить сотрудничество с методистами, директорами, руководителями комитетов образования на местах, чтобы они смогли организовать прохождение курсов на своей территории. Мы определяем условия, предоставляем материалы, помогаем выстроить образовательную траекторию для каждого из педагогов, а далее все происходит вне стен ИПКПК.Повышение квалификации педагогических кадров в области организовано с учетом территориальных, экономических, кадровых и прочих особенностей. В регионе хорошо используется творческий потенциал победителей конкурса «Учитель года», обладателей гранта ПНП «Образование» и т. д. То есть изучение передового педагогического опыта идет через прямое общение с его носителями, которые могут наглядно продемонстрировать преимущества тех или иных подходов к преподаванию. Причем самим конкурсантам участие в испытаниях областного и всероссийского уровней автоматически засчитывается как полный курс повышения квалификации.- Конечно, будь у нас возможность организовать полноценное общение с педагогами из отдаленных районов без выезда на место, посредством вебинаров, видеолекций и интернет-семинаров, это значительно упростило бы задачу, – добавляет Алла Радовская.В институте активно поддерживают модульный подход к процессу повышения квалификации. Курсы и программы состоят из цельных блоков-модулей по 8, 12, 36 часов, из которых каждый педагог создает тот массив компетенций, которые нужны лично ему. Особенность в том, что делает он это в течение всего учебного года исходя из своих возможностей. Правда, здесь также есть свои сложности, ведь под новый Закон «О образовании в РФ» еще не сформированы локальные нормативные акты относительно модульного обучения, которые позволят вести персонифицированный учет.Впрочем, уверена Радовская, это дело времени.
Комментарии