Ни для кого не секрет, что при большой загруженности по предметам, однообразной и монотонной работе на уроках многие ученики, обладающие изначально большим интеллектуальным потенциалом, теряют мотивацию к обучению из-за перегрузок, физиологических заболеваний, нервных срывов.
В результате мы сводим на нет и не даем развиваться неординарным способностям ребенка в той или иной области научных познаний.
Проблема гуманизации учебного процесса актуальна уже давно, так как, к сожалению, в последнее время упор делается на конечные результаты знаний, а сам процесс, который подчас ведет к банальному зазубриванию материала, к переутомлению детей, не учитывается.
Гуманизация процесса обучения в первую очередь опирается на развитие личности ребенка. Думается, что среди методов, позволяющих приблизиться к этой проблеме, в гимназии возможен и такой, как приближение физики к естественным для детского возраста формам восприятия мира. Известно, например, что природа наградила ребят богатейшим воображением. Они очень любят фантазировать, мечтать, при этом проявляют способность логически мыслить, реально оценивать свои фантазии, опираясь на полученные знания и при этом повышая свою познавательную активность.
По моему мнению, гуманный подход к обучению предполагает использование этой особенности школьного возраста для такой организации учебного процесса, при которой воображение детей и их стремление пофантазировать будут развиваться.
Реализация естественной потребности учеников на фоне воображаемого – неисчерпаемый источник творческой деятельности учителя физики. Приведу примеры из своей практики.
При изучении в 7-м классе темы “Сила. Виды сил” сообщаю, что сила – это причина изменения скорости тела, рассказываю, какие бывают силы, в чем их различие. Затем задаю вопрос: возможна ли была бы жизнь без силы тяжести и трения? На дом задаю пофантазировать на эти темы и выяснить, что полезного и отрицательного для людей несут в себе эти физические величины.
Обсуждение таких вопросов стимулирует фантазию учеников и вместе с тем позволяет им лучше усвоить учебный материал. При этом “без нажима” усваиваются такие мировоззренческие принципы, как неисчерпаемость природы, ее познаваемость, обусловленность живых организмов определенными условиями обитания. С разрешения детей предлагаю ознакомиться с некоторыми такими фантазиями.
Народные приметы (о силе притяжения):
“Если вы чувствуете, что начинаете отрываться от Земли и лететь вверх, к звездам, – это значит, что на Земле пропадает сила притяжения”.
“Если вы уснули дома на диване, на своем. А когда же вы проснулись, то летали над Луной, знайте, это сила притяжения вдруг покинула ваш дом. Так что сильно не волнуйтесь, почитайте на досуге нашу физику родную. И тогда вы все поймете!” (Цитируется дословно).
“Если вы зимой пошли гулять на улицу и заметили, что снег падает снизу вверх, а не сверху вниз, то знайте, что Земля теряет силу тяжести”.
Если не было бы силы трения,
Не остановились бы мы
ни на мгновение,
Вечно летал бы самолет,
А вдруг он куда пропадет?!
На светофоре красный свет
сейчас загорится.
Пора тормозить. А не тормозится!
Если не было бы силы трения,
Не избежали бы мы
столкновения.
Сила трения важна!
Сила трения нужна.
Если будет сила трения –
Избежим мы разрушения.
* * *
Если б не было силы трения –
Вся Земля тогда бы,
без сомнения,
Стала бы ледяным катком,
и вместе с ней
Все дома плясали бы весь день.
Я летал бы, как ракета,
но не вынести мне это,
Просыпаюсь я, не сплю,
Подбегаю я к окну,
Там все тормозит и трется,
Значит, мне приснился сон,
Как Земля без силы трения
Потеряла бы покой.
* * *
Если сила тяготенья
Нас притягивать не станет,
Если сила притяженья
Вдруг держать нас перестанет,
Будем мы летать, как птицы,
В небо, к солнцу устремимся,
От Земли прочь удаляясь.
Если вдруг Земля магнитом
Нас притягивать не будет,
Улечу к метеоритам,
Ну а дальше – будь что будет!
Прихвачу с Земли с собою
Запах трав и дождь из тучи,
И за дальнею звездою
Я исчезну, словно лучик.
А когда летать наскучит,
Возвращусь опять к Земле я,
Выйдет солнце из-за тучи,
Снова Землю обогреет.
Снова сила притяженья
Нас притягивать вдруг станет,
А мое стихотворенье
Улыбнуться вас заставит.
Таким образом, ученики не только фантазируют и учатся выражать свои мысли на научные темы, а рассуждают, размышляют, предполагают. Тем самым расширяется их кругозор, и соответственно лучше усваивается учебный материал. Некоторые темы по физике, например “Рычаги”, сопровождаются созданием творческих поделок. Дети пытаются изобрести либо усовершенствовать известные им механизмы и даже просто разобраться в действии прибора. В конце прохождения каждой такой темы устраивается выставка, на которой ребята защищают свои работы. Создается жюри из учеников старших классов, и выбираются лучшие проекты.
Как правило, учитывая организационные и психологические особенности школьников, так называемая “полезная” часть урока, т.е. когда ребенок может активно принимать информацию, составит всего порядка 25 минут. Потому за 10-15 минут до конца урока я уделяю внимание, в качестве логического закрепления урока, работе с учебником или с дополнительной литературой. Тем самым ребята учатся сами добывать нужную им информацию и применять ее к данной поставленной задаче.
Вот один из примеров. При прохождении темы “Механическое движение” в 7-м классе был предложен следующий порядок работы с учебником.
Вопрос: “Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию?”
По таблице, приведенной в учебнике (Перышкин. 7 кл.), получаю ответ: “Раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома. Так будет потому, что скорость распространения света 300000 км/с, а скорость звука в воздухе при t = 150С составляет 340 м/с”.
Вопрос: “Что идет, не двигаясь с места?”
Ответ: “Время”.
Вопрос: “Всегда ли время “идет” с одинаковой скоростью?”
По определению механического движения, данному в учебнике, получаю ответ: “Нет, его ход зависит от скорости движения тела относительно других тел”.
Загадка:
“Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес.
И называюсь… (паровоз)”
Вопрос: “Сколько ударов колес о стыки рельсов совершит поезд на 1 км пути, если длина рельса 12,5 м”. Ответ: “80 ударов. Здесь ученики должны вспомнить, либо воспользоваться учебником, что 1 км = 1000 м”.
Загадка:
“На рояль я непохожий,
Но педаль имею тоже,
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет
Я зовусь… (велосипед)”
Вопрос: “Каковы траектории движения точки обода велосипедного колеса при равномерном и прямолинейном движении велосипедиста в системе отсчета, жестко связанной с
а) вращающимся колесом?
б) Землей?”
Для решения этой задачи ученики находят в учебнике определение траектории. Вместе с ними мы еще раз уточняем, что значит выбранная система отсчета.
Такая форма работы с учебником дает ребятам возможность повторить и закрепить материал непосредственно на уроке, ознакомить с таблицами постоянных физических величин (скорость звука, скорость света), ориентироваться и свободно пользоваться учебным материалом. Поэтому на уроке автоматически отпадает надобность в надиктовывании позиций, которые изложены в учебнике, при этом активизируются творческие и любознательные стороны ребят при изучении данной темы.
В более старших классах (8-9-х), где некоторые школьники, возможно, уже определились в выборе профессии и сделали упор на отдельные предметы, на мой взгляд, необходимо показать, что физика – это и есть сама природа, окружающая нас, с которой мы неразрывно связаны. Поэтому старшеклассников я стараюсь поставить в различные жизненные ситуации при объяснении тех или иных тем и физических задач, а также показать связь физики с другими предметами.
Так, при рассмотрении зависимости давления жидкости от скорости ее течения можно в качестве примера проявления этой зависимости привести сердечно-сосудистую систему человека, уподобив ее разветвленной системе труб различного сечения, по которым кровь течет под действием работающего, как насос, сердца. Здесь необходимо обратить внимание на то, что в организме человека сказываются не только физические закономерности, а, как правило, множество специфических факторов, таких, как закономерности течения жидкости, которая становится более сложной из-за того, что стенки сосудов эластичны, благодаря чему меняется характер течения. Это особенно заметно, когда через трубы пропускается именно пульсирующий, как бы под действием сердца, поток. В этом случае (можно поставить на уроке опыт) из стеклянной (жесткой) трубки вытекает прерывистая струя, а из резиновой (эластичной) – непрерывная. Данный опыт иллюстрирует, как эластичность стенок сердечно-сосудистой системы придает течению крови в ней стационарный характер.
В заключение можно предложить задачу: за 1 минуту в аорту поступает из сердца человека, находящегося в покое, 5 литров крови при давлении 90 мм.рт.ст., во время рубки дров на даче – 25 литров при давлении 140 мм.рт.ст. Определить, на сколько увеличилась работа, выполняемая сердцем. Кинетической энергией крови пренебречь.
Учеников занимают подобные задачи, так как в этом возрасте их особенно интересует, как устроен организм и к каким последствиям ведут различные изменения в том или ином жизненном процессе. Такой подход к объяснению темы дает возможность лучше понять и представить физические законы, демонстрируя попутно значимость данного явления в жизни человека, повышая при этом заинтересованность детей.
Используя данные приемы, особенно в младших классах, не надо опасаться того, что в некоторых случаях гипотезы и объяснения, предлагаемые учениками, будут далекими от действительности. Их обсуждение и выяснение причин нереальности не менее поучительны, чем разбор правильных суждений.
Дарья САЛЬНИКОВА,
учитель физики гимназии N 1528
Зеленоград,
Москва
Комментарии