Утро начинается с объятий. Ребенок, приходя в садик, нежно здоровается с воспитателем. Тактильные ощущения – залог взаимопонимания и хорошего настроения. И сразу к игрушкам. Специалисты скажут – к Монтессори-предметам, а дети поделятся друг с другом (если возраст уже «разговорный», конечно): «Я пойду играть с водой», «А я – с песком». Кукла, машинка – каждая игрушка по методу Монтессори работает как учебная и предназначена для развития моторики, логики, внимания.
Игры с сыпучими материалами вырабатывают координацию движений. Сделал резкий взмах руки – песок рассыпался. Зрительные наблюдения за процессом пересыпания из одной емкости в другую для малышей имеют исследовательское значение.
В садике «Золотая бусинка» (город Первоуральск Свердловской области) Монтессори-класс не существует как отдельная зона. Создательница дошкольного учреждения – его любовно называют детско-родительским клубом – Елена Валерьевна Тряпицына считает важным, чтобы ребенок имел доступ к любым игрушкам в любое время активности.
– В нашем садике малышом движет одно – интерес. Заинтересовался в данный момент творческой средой, берет краски и листочек, все доступно. Захотелось поиграть в логический конструктор – вот он, пожалуйста. Если сам не умеет что-то делать, педагог подскажет. А может быть, и другой ребенок поможет, продемонстрирует, что и как.
Попутно происходит самодиагностика: детки оценивают, что им по возрасту подходит, а до чего еще нужно дорасти. Покрутил в ручках предмет, не разобрался, что с ним делать, отложил до времени. И все это естественно, без нажима, без запрета.
Заинтересованность в любом процессе является базой успеха. Как у многих успешных проектов, основа «Золотой бусинки» – семейные корни и личный интерес. У сестры Елены Валерьевны родилась дочка. Сегодня многие детки появляются на свет с гипоксией, которая может привести к различным отклонениям в здоровье. А может и не привести, если правильно организовать среду для маленького ребенка. Стали думать о подходящем дошкольном заведении. Узнали о концепции Монтессори, посмотрели на практике эту нетрадиционную, но достаточно популярную в России методику.
Вскоре и у Елены Валерьевны появился малыш, а в муниципальных садиках нехватка мест… И экономист по первому образованию проходит обучение, становится Монтессори-педагогом, затем получает дополнительное образование психолога и создает свой детский сад – клуб. Вот уже 13 лет существует «Золотая бусинка», востребованная у родителей, желающих, чтобы дети развивались свободно, творчески.
Одна из задач садика – поддержка детей, у которых наблюдаются небольшие отклонения в здоровье или развитии. С помощью Монтессори-материалов отклонения выявляются на ранней стадии, даже если они еще не замечены или не осознаны родителями. Теперь такой ребенок посещает специалистов, ему уделяют особое внимание, иногда он требует больше контроля, чем другие. Подобных детишек в садике немного, один-два человека в группе. Большинство догоняют сверстников и к школьному возрасту становятся, как сегодня говорят, нормотипичными. Идут в обычную школу, хорошо учатся, легко социализируются.
Это важно и для здоровых детей: видеть с ранних лет, что люди разные. Тогда они вырастают с чувством сострадания, принятия другого человека, с желанием помочь.
Особенность «Золотой бусинки» также в том, что в группах, а их всего две, ясельная и детсадовская, собраны дети разных возрастов – от полутора до трех лет и от трех до семи. В каждой группе работают по два воспитателя со специальным образованием.
– Разновозрастные коллективы представляют собой социальную модель общества в миниатюре, – делится своими взглядами Елена Валерьевна. – Старшие помогают младшим, являются для них наглядным примером. Сегодня у многих детей наблюдается заниженная самооценка. Эффективный способ формирования уверенности в себе – научить другого. Того, кто младше, кто понимает хуже тебя, кому нужно несколько раз показать, повторить. Когда человек, кстати, любого возраста, делится опытом, навыками, он, во-первых, закрепляет собственные знания, во-вторых, повышает свою самооценку. Тем более это важно для детей.
– Елена Валерьевна, в чем вы видите отличие Монтессори-садика от типичного?
– Прежде всего в свободе выбора. В обычном садике ребенок идет за воспитателем. Ему указывают, что делать: «Сейчас мы рисуем». Может быть, он не настроен сейчас на творчество, ему хочется пойти в ролевую зону, поиграть с машинкой, но нет, все садятся рисовать. «Теперь можете поиграть». А у него есть желание продолжить рисование…
У нас же ребенок идет за собой, своими внутренними потребностями, а мы – за ребенком. Это не означает отсутствия дисциплины. Убрать за собой (не игрушки, мы говорим, а упражнения), подготовиться к прогулке – все эти действия дети обязательно выполняют.
На Монтессори-занятия не выделено конкретное время. По сути, они идут весь день: логоритмика, музыкальная, исследовательская, творческая деятельность. Каждое упражнение решает несколько задач. День в садике насыщен максимально!
Марина РОМАНОВА, Свердловская область
Комментарии