search
main
0

Без науки школа не может стать инновационной

Василий ЛИСОВ, первый заместитель руководителя Департамента образования: – Образовательная задача и научная проблема не соотносятся друг с другом прямолинейно, один к одному. Чтобы соотнести образовательную задачу с научной проблематикой, необходимо учесть все структурные звенья, связывающие науку с системой образования, с ее конкретным содержанием. Одна образовательная задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и, наоборот, результаты решения одной научной проблемы, как известно, могут способствовать решению множества образовательных задач.

Особую актуальность в прошлом учебном году приобрел анализ сущности и процесса формирования содержания образования, основанием которого должно служить научно обоснованное представление о содержании общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Важным направлением обновления научно-методического обеспечения образования следует признать организацию практико-ориентированных исследований, распространение образовательных инноваций, ориентацию на реальные запросы образовательной практики столичных образовательных учреждений. Это поможет консолидировать научный потенциал столицы независимо от его ведомственной подчиненности, сделает образование глубоко научным, а перспективы науки найдут отражение в содержании образования, займут более достойное место.

Анализ, проведенный в ходе подготовки к коллегии Департамента образования «О развитии науки в системе столичного образования», прошедший в марте 2007 года, позволяет отметить, что в настоящее время в Москве сложилась система научного обеспечения развития столичного образования, включающая в себя научные учреждения – Научно-исследовательский институт инновационных стратегий развития общего образования, НИИРПО и высшие учебные заведения – МГПУ МГППУ, МГПИ, МГАДА, МИОО, учебно-методические центры Департамента образования, а также научные и образовательные учреждения, организации других ведомств.

С созданием вузов, НИИ, учебно-методических центров образование Москвы вступило в новый этап своего развития. Научно-исследовательская работа вузов, НИИ, центров сориентирована на сопровождение и обеспечение практических задач столичной системы образования. Это делает столичное образование, с одной стороны, самодостаточным с точки зрения научно-методического обеспечения своего развития и, с другой стороны, востребованным и открытым к новейшим научным достижениям.

Коллегиальными органами управления и экспертизы научно-исследовательской и научно-методической деятельности в вузах стали ученые советы, решающие вопросы планирования и совершенствования основных направлений НИР, осуществляющие координацию методической и издательской работы и др.

Научно-исследовательский институт инновационных стратегий развития общего образования решает основные проблемы проектирования и научно-практического обеспечения городского экспериментального и инновационного поля общего образования; научной, методической поддержки стабильного функционирования и развития учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений. Базовым при этом стал проект «Школа будущего».

Научно-исследовательский институт развития профессионального образования проводит исследования в области фундаментальных и прикладных проблем опережающего развития начального, среднего и высшего профессионального образования во взаимосвязи с развитием городской инфраструктуры, с учетом региональных социально-демографических и культурно-исторических особенностей. НИИРПО – основной разработчик городской целевой программы «Рабочие кадры». Совместно с Информационно-аналитическим центром информационных технологий институт исследует проблемы электронного образования, работает над проектом «Колледж будущего».

Высшие учебные заведения (МГПУ, МГППУ, МГАДА, МГПИ) ведут актуальные научные исследования, направленные на развитие науки и педагогической практики, обогащение учебно-воспитательного процесса на каждой ступени обучения: в дошкольном образовательном учреждении, начальной и общеобразовательной школе, в системе профессионального образования. Научная и экспериментальная работа широко используется при подготовке специалистов высших и средних специальных учебных заведений, входит составной частью в лекционные курсы, лабораторные практикумы и практические занятия, подготовку методических и учебных пособий.

У перечисленных вузов и МИОО сегодня есть базовые проекты: мониторинговые исследования, «Школа информатизации», нормативное финансирование, изучение потребности педагогических кадров до 2015 года, экономика образования, образовательное право; одаренные дети, психолого-педагогические аспекты процесса обучения и воспитания, система психологической помощи инвалидам.

Работа учебно-методических центров охватывает весь спектр практики работы в системе столичного образования, задачи совершенствования центры решают как в рамках текущей работы, так и участвуя в проведении прикладных исследований научно-методического характера.

Сегодня расширяются контакты научных учреждений и вузов Департамента образования с научно-исследовательскими институтами РАО, РАН, с высшими учебными заведениями России, Германии, Китая, Японии, Швеции, Италии, Израиля, Украины, Белоруссии, иными учреждениями и структурами, осуществляющими фундаментальные и прикладные научные исследования в области образования. Развитие международного сотрудничества способствует росту престижа науки, сформировавшейся в учреждениях Департамента образования.

В апреле 2006 года прошла подготовленная НИИРПО межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие межрегионального сотрудничества и научного обеспечения инновационных процессов в профессиональном образовании», в которой приняли участие более 100 ученых и специалистов системы профессионального образования из 54 регионов, региональных научно-исследовательских институтов развития профессионального образования, руководителей органов управления образованием из 8 субъектов Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Томск, Пенза, Уфа).

В октябре 2006 года на базе МГППУ с участием 400 ученых из России, Великобритании, Дании, Швейцарии, США, Бразилии, Австралии прошла Международная конференция «Культурно-историческая психология; современное состояние и перспективы», в декабре 2006 года – 3-я Национальная научно-практическая конференция «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты», в которой участвовали более 700 ученых из 78 субъектов Российской Федерации. В ноябре 2006 года в МГПУ прошла Международная конференция, посвященная 150-летию Зигмунда Фрейда, в ее работе приняли участие 300 представителей России и семи зарубежных стран.

В ноябре 2006 года на базе МГПИ прошла городская межвузовская конференция, посвященная 100-летию академика Д.С.Лихачева, в которой приняли участие 150 преподавателей, аспирантов, студентов вузов Москвы, республик Татарстан, Саха, Хакасия, Орла и других городов РФ.

Важная составляющая формирования и развития научной и научно-методической деятельности учреждений системы Департамента образования – работа по подготовке профессорско-преподавательских и инженерно-педагогических кадров высшей квалификации в системе послевузовского профессионального образования.

В настоящее время в МГПУ, МГППУ, МГАДА, а также в НИИРПО работают аспиранты, в МГПУ – докторантура. Тематика диссертационных исследований определяется в логике актуальных проблем. В новом учебном году в 4 учреждениях обучаются 819 аспирантов и 308 соискателей более чем по 30 научным специальностям. В числе выпускников аспирантур и докторантуры, успешно защищающих кандидатские и докторские диссертации, – руководители городских образовательных учреждений всех видов и типов.

Во всех вузах Департамента образования города Москвы одним из приоритетных направлений работы стала организация научно-исследовательской деятельности студентов, активно работают студенческие научные общества, члены СНО принимают участие в международных, всероссийских и региональных конференциях, а также успешно участвуют и побеждают в таких конкурсах, как выставка-конкурс НТТМ, на лучшую научную работу студентов в вузах РФ, «Моя законотворческая инициатива», «Шаг в будущее», в фестивале «Лидер ХХI века».

Ученые городской системы образования востребованы органами управления образования и науки федерального уровня, включены в состав коллективов разработчиков федеральных программ по различным аспектам модернизации российского образования, приглашаются к участию в разработке и реализации международных программ, участвуют в экспертизе работ в рамках национального проекта «Образование», федеральных конкурсов «Учитель года», «Лидер образования», «Лучшие школы России», возглавляют различные общественные фонды.

Деятельность вузов, научных, учебно-методических учреждений, отдельных научных подразделений учреждений Департамента образования в основном обеспечивает цели и задачи развития столичного образования. Вузы, НИИ, центры Департамента образования – основные исполнители мероприятий городских целевых программ «Столичное образование» и «Рабочие кадры».

В Московском городском педагогическом университете успешно разрабатываются практические проблемы непрерывного педагогического образования. Создана интегрированная образовательная программа двухступенчатой подготовки учителя начальных классов, направленная на модернизацию содержания и повышение уровня подготовки специалистов для начальной школы. Большой вклад в содержательный анализ образовательной сферы города обеспечивает проведение МГПУ комплексного мониторингового исследования «Эффективность управления образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Московский городской психолого-педагогический университет разработал критерии оценки качества деятельности ППМС-центров 5 видов, им разработаны также модели и технологии психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей раннего возраста, детей с проблемами в школьной и социальной адаптации, а также детей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, создана система консультативной поддержки родителей, имеющих детей с проблемами в школьной и социальной адаптации.

Московский гуманитарный педагогический институт ведет разработку содержательных моделей организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях, вуз разработал принципы новых форм и методов деятельности классного руководства, уже изданы учебно-методические пособия по этой проблематике.

Успешно осуществляется повышение квалификации работников образования, в том числе руководителей образовательных учреждений, их заместителей и кадрового резерва, по обновленным комплексным интегрированным образовательным программам дополнительного профессионального образования, разработанным Московской государственной академией делового администрирования.

Московский институт открытого образования занимается целевой поддержкой участия детей в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, в том числе всероссийских и международных, им определены условия эффективного функционирования и развития этой системы, разработан и подготовлен к внедрению в ОУ «Паспорт здоровья».

Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца предложил основы целостной инновационной системы дошкольного образования.

Вузы и НИИ выступили основными разработчиками и исполнителями городских целевых программ «Патриотическое воспитание молодежи Москвы», «Москва многонациональная», «Здоровые дети», «Безопасная школа» и других.

Наиболее актуальные научные исследования выполняются вузами и научными учреждениями в рамках грантов Правительства Москвы. По итогам проведения открытого конкурса на соискание грантов Москвы в сфере образования в 2006 году эти исследования шли по 35 темам, ориентированным на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», в частности, по проектам «Развитие инновационной системы деятельности вуза: интеграция науки, образования и практики» (МГППУ), «Разработка инновационной методики и создание учебно-методического обеспечения для интегрированного обучения иностранным языкам в системе столичного образования» МГПУ, «Разработка методики, апробация и создание интегрированных учебных программ начального и среднего профессионального образования по ведущим профессиям и специальностям, реализуемым в колледжах г. Москвы» (НИИРПО), «Разработка комплексного подхода к социальной интеграции воспитанников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей» (МГПИ), «Разработка методологии создания «Школы будущего» (НИИИСРОО). Общая стоимость выполненных работ составила более 29 миллионов рублей.

Важнейшие факторы, определяющие эффективность науки, – интеграция науки и образования, внедрение результатов научных исследований в практическую деятельность образовательных учреждений.

Достигнутые городской образовательной системой результаты позволили обеспечить широко развитую экспериментальную деятельность образовательных учреждений дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Ученые и преподаватели вузов, НИИ, центров принимают активное участие в работе городских экспериментальных площадок (ГЭП), осуществляя научное руководство ста шестьюдесятью одной, или 45% из 356, площадкой.

Интеграция науки и образования находит отражение в деятельности университетских учебных округов, созданных на базе МГПУ и МГППУ. Научный опыт ученых и преподавателей вузов непосредственно транслируется, апробируется и применяется в работе учреждений общего и среднего профессионального образования. В работе Университетского округа МГППУ участвуют также лаборатории Психологического института РАО, что позволяет использовать новейшие достижения психологической науки.

Традиционными мероприятиями системы столичного образования стали «Дни науки» с широким участием образовательной общественности Москвы. В рамках Дней московского образования на ВВЦ, ежегодной выставки «Образование и карьера – ХХI век» проводятся «круглые столы», мастер-классы по различным актуальным проблемам столичного образования, это свидетельствует о том, что сформированный в системе Департамента образования научный комплекс и накопленный им научный потенциал обеспечивают решение актуальных задач развития столичного образования и вполне сравним с лучшими столицами мира.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте