Цели и задачи урока:
1. Познакомить с особенностями интегрированных уроков, дать понятие интеграции, определить цели и задачи уроков, рассказать о взаимосвязи литературы, природоведения, живописи и музыки.
2. Заинтересовать детей нестандартностью данных уроков, местом проведения, способствовать развитию творческого мышления.
3. Продолжить знакомство с афористическими формами народного творчества и изучить явления природы на примере фольклора (загадка).
4. Повторить образные средства языка и найти их применение в загадках.
5. Развивать воображение учеников, помогая находить правильные ответы к загадкам.
6. Закрепить следующие понятия: тела природы, тела (предметы), сделанные человеком, живая и неживая природа.
7. Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к родному языку.
Место проведения урока – парк (кабинет)
Оформление карточки – рисунки к загадкам;
видеофильм “Загадка”.
Домашнее задание к уроку:
Подготовить загадки о природе, о человеке и его делах.
Сделать рисунки к загадкам, оформить на карточках-открытках.
Выписать на карточки определенные загадки по словарям. (В.И.Даль. Толковый словарь, Литературный энциклопедический словарь).
Ход урока:
Организационный момент
Заранее предупредить детей, что урок будет проходить вне стен школы. К уроку необходимо подобрать загадки о природе, проиллюстрировать их или придумать самому и оформить в виде открыток.
Индивидуальные задания: выписать из словарей определения загадки. При наличии специальных тетрадей по литературе это задание отпадает.
Урок ведется на поляне, ребята могут стоять полукругом или сидеть на скамейках парка, в зависимости от условий проведения.
Изучение материала с повторением и обобщением пройденного
– Сегодняшний урок будут вести два учителя. Мы постараемся объединить художественную литературу с научным предметом – природоведением. Такое объединение еще иначе называется интеграцией. Интегрированные уроки у нас будут проходить в течение всего года. Мы будем изучать природоведение, привлекая художественные произведения, пополняя свои знания по литературе, используя музыку, живопись, исторические данные, но все это невозможно без знания русского языка. Поэтому мы будем учиться правильно строить свои высказывания, составлять рассказы, придумывать сказки о воде, ветре и других природных компонентах, закрепляя при этом правильное написание природоведческих и литературных терминов.
Тему нашего урока вы подскажите сами.
Опишу я вам предмет,
Угадайте, дав ответ.
Я сама же жду разгадки,
Потому что я…
(Загадка)
– А загадка – это один из жанров русского фольклора. Какие еще известны жанры фольклора, или, как мы говорим, устного народного творчества?
– Пословицы, поговорки, сказки, песни, частушки.
– Итак, сегодня мы будем говорить о загадках про… что – отгадайте:
1. Весной – веселит, летом – холодит,
Осенью – питает, зимой – согревает.
(Дерево)
2. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее – беда,
Она – их главная еда.
(Трава)
3. Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…
(Птица)
Все отгадки есть не что иное, как тела.
ВОПРОС: Какие могут быть тела?
Примерный ответ учащихся: Природные и сделанные руками человека.
Посмотрите вокруг и назовите тела, созданные человеком. Это предметы, окружающие вас. Какие загадки о предметах вы подобрали? Загадайте их.
1. Что за чудо – синий дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
2. У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка,
Держит две косички.
(Бант)
3. Если дождик, мы не тужим –
Бойко бегаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
(Резиновые сапоги)
Вы загадали загадки и отгадывали их, но так и не ответили на вопрос: “А что же такое загадка?” Толкования этого слова ребята нашли в словарях. Внимательно прослушаем их и сравним определения, данные Далем и современными учеными. В чем вы видите различие?
(Если урок проводится в классе, то ученики смотрят тетради по литературе, стр. 16, ч. I).
ЗАГАДКА – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки (В.И.Даль. Толковый словарь).
ЗАГАДКА – иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего; жанр фольклора (Литературный энциклопедический словарь).
Вопрос учителя: В чем заключается различие в определениях?
Примерные ответы учеников:
Поэтическое воспроизведение.
Испытывающее воображение.
Жанр фольклора.
Определение, данное современными учеными, объемнее и конкретнее.
Само слово “загадка” появилось в ХI веке. О первом упоминании (письменном) мы можем судить по грамотам ХI-ХV веков Кирилло-Белозерского монастыря. “Се же бы(сть) загадка… ко царю Соломону” (Словарь русского языка ХI-ХVII вв.).
Термин “загадка” древнего происхождения. В древнерусском языке слово “гадать” означало “думать”, “размышлять”. В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Итак, как создается загадка? Какие образные средства используются для ее создания?
Разноцветное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
Вопрос учителя: С чем сравнивается радуга?
Ответ учеников: С коромыслом.
Значит, сравнение – это основа создания загадки.
Сам народ говорит о загадке: “Без лица в личине”, “лицо” – это загадка, “личина” – ее метафора. Метафора – это скрытое сравнение. Вот почему так звучит тема нашего урока. Лицо – загадка. О чем? Какова “личина”? Об этом разговор впереди.
Стоят в лесу сестрицы –
Платьица белы, шапочки зелены.
В данной загадке мы видим пример метафоры, где деревья сравниваются с сестрицами в платьицах и шапочках.
Вопрос учителя: Кто скажет, какие это деревья?
Ответ учеников: Березы.
Вопрос: Березы – это тела живой или неживой природы? Докажите свой ответ.
Ученики перечисляют признаки живого.
ЗАДАНИЕ: Давайте вспомним одну из народных игр, в которую вы любите играть. Она называется “День и ночь”. Но мы немного изменим ее название и вашу роль в игре. Тела природы бывают живые и неживые.
Вопрос учителя: На какой вопрос отвечают живые существа – имена существительные?
Ответ учеников: Кто?
Значит, это имена существительные одушевленные.
Вопрос: А существительные, отвечающие на вопрос “Что?”
Ответ: Это неодушевленные существительные.
Игра “Живые и неживые”.
Правила игры:
Звучит команда “Живые”, и вторым учителем называются конкретные существа, которые дети должны изобразить.
Например, заяц – дети прыгают.
Аналогичные действия при команде “Неживые”. Оцениваются все, побеждают самые внимательные, ни разу не нарушившие правил игры.
Но, оказывается, в природе нет ничего постоянного.
Все изменения, происходящие в природе, называют природными явлениями. Отгадать загадку бывает довольно трудно, надо обладать поэтическим мышлением и быть сообразительным. Загадка – это не просто метафора, а хитро составленный вопрос.
Без рук, без ног,
а рисовать умеет.
Что это? Мороз.
Как вы думаете, это природное тело или явление природы? Почему?
Существуют разные виды загадок. Они могут быть про человека и его дело, про явления природы, растительный и животный мир. Загадаем загадку про явления природы и выявим самого смышленого, кто больше всех отгадает.
1. Летит без крыльев и поет
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
(Ветер)
2. Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает.
(Дождь)
3. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округе полила.
(Гроза)
(Вариант урока: возможен при наличии видеотехники показ фильма “Загадки” фрагментарно.)
Вопрос учителя: Мы находимся в парке. Какие природные явления вы здесь видите?
Ответ учеников: Разная окраска листвы на деревьях, листопад.
Вопрос учителя: Нет ли у вас загадок о деревьях, растущих в этом парке?
1. Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
2. Есть ли родственницы елки –
Не колючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.
(Лиственница)
3. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают,
Шкурку тонкую сдирают.
(Липа)
Мы пользуемся сравнениями, метаморфозами. Каковы художественные особенности загадки? Они, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык отличается точностью, красочностью и выразительностью.
Предметы неживого мира метафорически сопоставляются с живыми существами, и, наоборот, оживляется и одухотворяется неживой мир, создавая яркие образы и картины. Например, овес в загадках представляется стройной, красивой девушкой (“Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами”).
По ритму загадки напоминают пословицы, а некоторые имеют форму стиха:
Стул на горах о семи головах.
В нем ядро говорит добро.
(Лен)
Иногда помогают отгадать загадки звуки, часто повторяемые в них:
Журчат, бурчат, из дыры торчат.
(Вода бежит из бочки)
А вот загадка, отгадка на которую послужит темой следующего интегрированного урока:
Шумит, гудит целый век, а не человек.
(Ветер)
Итак, сегодня на уроке мы соединили в одно целое (а как называется это соединение?) предметы учебного цикла. Какие?
Что вы узнали из курса природоведения? Я помогу вам, буду называть начало фразы, а вы ее заканчивать.
Мы повторили… тела живой и неживой природы.
Узнали о… явлениях природы.
Вопрос учителя: Благодаря какому предмету вы узнали о явлениях природы?
Ответ учеников: Литературе.
Вопрос: С какими формами народного творчества мы сегодня познакомились?
Ответ: С загадками.
И секретом их создания. Еще мы использовали элементы русского языка, показали свои умения в рисовании, и закончить урок мы можем песнями о явлениях природы, например: “Облака, белогривые лошадки, облака, что вы мчитесь без оглядки” и т.д. Значит, самые интересные уроки – интегрированные, ведь на них вы можете показать свои знания в разных областях, получив за урок по две, а то и по три оценки.
Выставление оценок по географии и литературе.
Домашнее задание
Прочитать сказку “Загадка”, стр. 22, и объяснить, почему мужик за загадку получил серебряный рублевик.
По учебнику природоведения – стр. 148.
Альфред ФАКИНОВИЧЕВСКИЙ
Комментарии