Историю творит отдельная личность, но и личность в свою очередь движется историей. Как яйцо и курица, они могли появиться только одновременно, и с тех пор неразлучны.
Исторический процесс поддерживается общением и преемственностью, которые обусловлены воспитанием и образованием. Вне этих главных факторов невозможно взаимопонимание людей, равно как и культурное наследование.Любой человек имеет социальную принадлежность и, следовательно, социальные качества. Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность только благодаря комбинации элементов культуры, приобретаемых ею в различных общностях, а они жизнеспособны из-за культурного участия в них тех или иных людей.У человека две матушки: матушка-природа и матушка-история, ни одна из них не может обойтись без другой. Очеловечивающая сила истории делает ее неисчерпаемым источником обогащения духовной жизни людей. Однако в истории есть и накопления разрушительных потенций; овладевая личностью, они производят весьма опасное действие на нее и на окружающих.Свобода выбора добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания, поэтому чем выше и совершеннее культура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а не своеволием!) он обладает.Успехи человеческого общежития созданы совместными усилиями всех культурных народов. Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то на время прерывалось, в общем оно не прекращалось никогда (В.О.Ключевский). Организация и функции человеческого ума едины и неизменны на всем протяжении истории, содержание же ума весьма вариативно, так как зависит от географических, социальных и исторических особенностей среды жизнедеятельности. Сознание определяется преимущественно характером общества, к которому принадлежит личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состоит, чтобы гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и склонностями личностей, в них входящих.Разнообразие культурных и религиозных исторических форм способствует достижению все более высоких рубежей развития, отдельная личность может взять следующую для себя высоту, лишь преодолев границы, отделяющие ее от культур иных для нее племен и народов.Нация и племенаНации как большие сообщества сложно соотносятся с составляющими их этносами. Этнос сам по себе культурно-нейтрален; историческое и личностное значение имеет не этнос, а этос – дух народа, цивилизации или общественной системы, выраженный в культуре, установлениях, общественном мнении, философии и религии. Этнос – совокупность единоплеменников, связанных сходством внешности, особенностями телесной организации; этос – целостность культуры целого ряда этносов.Нация – это идея, пронизывающая материальную и духовную культуру большого сообщества людей. Наиболее стабильное в этнической истории – дух народа, проявляющийся в любви к родному как изначально данному, будь то язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значение. Таким образом, национальное воспитание следует понимать как введение индивида в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных стремлений, выразившихся в этосе народа или народов, если речь идет о многоэтнической нации.Занимаясь ежедневными делами, человек вольно или невольно творит историю. Мотивы деяний личности и суть, в конечном счете движущая сила истории, а воспитание мотивов, облагораживающее их, служит сохранению человечества. Среди них особое место занимает понимание смысла жизни – представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную активность.Потребность в осмыслении жизни означает появление самоуважения, а в дальнейшем и социальной полноценности. Потребности (интересы), движущие человеком, тесно связаны с представлениями о ценностях. Нередко потребности зависят от них, например, потребность в материальных благах может разрастаться или суживаться вследствие принятия личностью потребительских или, напротив, созидательных ценностей. Социальный прогресс состоит в том, что формируются новые потребности, а вместе с ними и новые ценности, среди которых научное знание и способ мышления занимают выдающееся место.Для поступательного движения человеческой истории совершенно необходимо, чтобы людские потребности все дальше выходили за рамки насущного. Однако следует помнить, что и вне преемственности культуры какой бы то ни было прогресс немыслим.Содержание сознания личностиРазум познает сущее, вера предвосхищает должное, опыт синтезирует их в ходе критической и нравственно-конструктивной совместной работы ума и чувства, позволяющей отличать норму от патологии, зло от добра, истину от лжи, прекрасное – от безобразного. Человек строит свое поведение в соответствии со своими осознанными или подсознательными эталонами красоты, добра и правды, ценности и смысла жизни. Чтобы постичь смысл жизни, надобно найти и смысл страданий. Не найдя его, человек лишается свободы, то есть осознанного выбора между добром и злом, превращается в самое опасное из всех животных. Спасти человечество от мизантропии и жестокости могут только высшие этические соображения.Человек одновременно и рациональное, и чувственное существо. Эта двойственность преодолевается игрой, понимаемой предельно широко и включающей в себя все виды искусства. Художественный образ концентрирует в себе жизненный опыт, он апеллирует к чувствам и стимулирует их, а вместе с ними – и мысль. Искусство предстает перед нами как форма познания и как одна из величайших учительниц человека и человечества.Благоразумие, мудрость, желание изучать науки и искусства дает бескорыстная теоретическая познавательная установка. Самодостаточное познание делает возможными прикладные достижения науки. Размышления порождают рефлексию, которая превращает душу в дух. Философия есть концентрированная и высшая рефлексия духа. Мировоззрение, как научное, так и религиозное, бывает и созидательным, и разрушительным. Опасно мировоззрение, согласно которому учение о материи важнее, чем сама материя, прогресс сам по себе более значим, нежели те, ради кого он совершается. Отношение к миру как подлежащему коренной перестройке (а не осторожному совершенствованию) чрезвычайно опасно и становится следствием невежества.Людям свойственно искать и любить авторитеты, освобождающие их от бремени самостоятельных решений. Человеку надо научиться исходить из внутренней жизни духа в большей мере, нежели из внешних исторических авторитетов или обстоятельств. Бесконечно опасна для человечества любая слепая вера во что бы то ни было.Личность и государствоГражданское правовое общество созидается особой культурой – культурой самоуправления. Воспитательно-образовательная работа становится при этом ключом к решению экономических, социальных и личностных проблем.Государство способно обеспечить простор для развития личности: свободу экспериментирования, многообразие средовых ситуаций, в которых, как в питательном бульоне, выращивается культура (В. фон Гумбольдт). В обязанности государства входит также забота о внутренней безопасности. Эта забота принимает нравственные формы воздействия. Правовое общество тогда прочно, когда считается с природой человека, а законы совершенствует, уравновешивая идеалы с действительными возможностями людей.Цели воспитанияВоспитание человека есть не что иное, как обучение его искусству властвовать собой, ограничивать себя и вступать в компромиссно-переговорный процесс, в договорные отношения с другими людьми. Личности необходимо научиться ограничивать свою свободу. Воспитание человека человеком возможно только в том случае, если он усвоит душевные богатства других людей. Для этого необходимы свобода и тренировка ее самоограничения, многообразие ситуаций общения. Свобода как цель и необходимое условие прогрессивного развития достижима лишь при условии ее осознания участниками образовательного процесса, осознания, которое они способны передать молодежи через воспитание и обучение в их единстве. В воспитании нуждаются добродетели созерцания и рефлексии, рвения к истине, творчеству и самосовершенствованию. Колоссальное значение имеет также приобщение людей к искусству достойного человека счастья, искусству благородного наслаждения прекрасным.Высокое развитие интеллекта предполагает способность личности отслеживать как благоприятные, так и неблагоприятные влияния общества на себя, равно как и способность адекватно вчувствоваться в эмоции, верования и идеи других людей. Абсолютно необходимо научить молодежь правильному различению добра и зла в человеческих отношениях и в собственном поведении; постижению возвышенного и прекрасного и наслаждению ими; цивилизованному участию в гражданской жизни; невосприимчивости к заблуждениям толпы, психическим эпидемиям, демагогии, политическому и иному шарлатанству. Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к окружающему миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение эстетического и этического начал в личности.Воспитание служит цели облагородить, очеловечить разрушительные эгоистические природные влечения, ибо иначе совместная жизнь людей становится невозможной. В связи с этим необходимо преодолеть отчуждение человека от культуры.Содержание воспитанияВоспитанию важно опередить разрушительные ответы на мировоззренческие вопросы, но не запретом на мысль, а помощью в поиске и нахождении правильных и конструктивных решений. Созидательные ответы лежат только в одной сфере – нравственной. Нравственная культура, сконцентрированная в искусстве, – одна из лучших школ жизни. Развитие ума невозможно без включения мощных эмоциональных компонентов психики, вовлекаемых в познание именно искусством.Обучение философии способно избавлять людей от насилия: она учит человека самому налагать на себя обязанности и нести бремя ответственности. Воспитанию предстоит взрастить в каждом подопечном неколебимое и безапелляционное благоговение перед жизнью. Философия спасительна как школа продуктивного мышления, любви к истине и метода ее поиска, обнаружения и проверки. Философия призвана научить искусству мыслить не только самостоятельно, но и правильно – логично, доказательно. Она предотвращает становление в молодежи и скепсиса, и догматического самомнения. Идеи и язык этики, философской антропологии и психологии составляют важные компоненты воспитания.Обучение, знакомящее с особенностями культур разных народов мира, вносит вклад в воспитание всеобщего сотрудничества и многократно умножает духовные способности учащихся. Этнография вкупе с культурной антропологией – одна из величайших учительниц человечества.Воспитанию предстоит оказать помощь молодежи в усвоении целей жизни, а значит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и науки. Их история помогает новым поколениям лучше понять современность. В истории искусств, ремесел, теорий, технологий, социальных устройств приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедленной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причины успехов и поражений человечества. Это позволяет усвоить законы развития, прогресса, застоя и регресса в исторической перспективе.Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его рациональности и самого понятия): оно воспитывает конструктивность мышления, располагает к творчеству и служит просвещению в более обширном смысле – как выходу человеческого рода из состояния несовершеннолетия в состояние свободного неразрушительного творчества жизни.Любовь, свобода, гармония – вот три величайшие силы в воспитании человека, в его счастье и судьбе. Они дают защиту от ужасов мира, закаливают в жизненной борьбе и уравновешивают немногие радости со многими скорбями.Взгляд в будущееОпасность человечеству исходит от неправильного воспитания, укореняющего самодовольное и не подозревающее о себе скудоумие, ограниченность, жадность, безответственную недальновидность. Демократия всегда может выродиться в деспотизм, если ее не поддерживает особая культура, сохраняемая и передаваемая от поколения к поколению с помощью школы, воспитания.В обозримом будущем воспитательно-образовательная активность станет наиболее емким резервуаром социально и индивидуально-ценной занятости сотен миллионов людей. В исторической перспективе воспитание должно предшествовать экономике и политике и опережать их в каждую единицу времени.Борис БИМ-БАД, академик РАО
Комментарии