Образцовый детский коллектив «Модерн» – единственная школа искусств в системе образования Омска. О том, как она родилась 30 лет назад и как ей живется теперь, «Учительской газете» рассказали два ее директора – бывший и настоящий.
«Костер» обогрел всехВсе началось в 1985 году. Знакомый, вернувшись из Прибалтики, показал Нине Скосыревой, выпускнице худграфа Омского государственного педагогического института, как переплетать нитки для гобелена. Она увлеклась так, что пошла учиться на ковровую фабрику – единственное место в городе, где мастерили гобелены. Когда городской Дворец пионеров организовал кружок «Костер» в помещении детского заводского клуба, стала учиться уже вместе с детьми. Керамика, которую освоила еще в институте, тоже вошла в программу, тем более что завод «Полет» выделил печь для обжига изделий. Впрочем, занимались дети всем, чего душа желала, – вышивали, вязали, лепили, клеили, вырезали. «Костер» быстро стал популярным – в каждую из пяти групп, рассчитанную на 15 человек, записывались по 5-10 «лишних». – Это был наш дом, ребята приходили в любое свободное время, – рассказывает Нина Александровна. – Мы и говорили обо всем, и чаи гоняли, и праздники организовывали, и за город выезжали. Трудные времена, правда, уже сказывались, денег на расходные материалы выделялось все меньше и меньше. Но моей зарплаты хватало на многое. Очень помогали взрослые. И не только родители – все, кто слышал про наш кружок. На кожгалантерейной фабрике брали обрезки, на суконной – шерсть бобинами. До сих пор пользуемся этим богатством.Уже через два года работы «Костра», основателя детского гобелена в Омской области, завоевали первый диплом и 7 медалей на ВДНХ. Дети объехали с выставками не только всю область, но и Россию. Их работы демонстрировались в Германии, Польше, Индии, Норвегии, Франции. В 1998 году «Костер» получил право зваться народной студией, и городские власти нашли возможность переезда его из бывшей двухкомнатной квартиры в двухэтажное здание. Еще через два года студия официально стала детской художественной школой «Модерн», образцовым коллективом РФ. Нина Скосырева, к тому времени заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников РФ, отличник народного просвещения, была назначена директором.Непокорные художникиМуфельную печь Нина Александровна выкупила у завода – несколько месяцев изготовляла керамические сувениры к юбилею предприятия. Два года подряд выигрывала гранты ЮНЕСКО, занимаясь развитием мелкой моторики детей с ограниченными возможностями. Зарплату, положенную по гранту, вложила в первый буклет о «Модерне»… Детские заслуги ее всегда радовали больше, чем личные:- Однажды во дворец привезли делегацию из Америки, мэра какого-то города, – вспоминает она. – Он увидел работы Юли Стасенко и встал перед ней на колени! Много талантливых ребят прошло через кружок. С разными характерами, но за талант и трудолюбие можно простить все. Стараюсь следить за их судьбами, да и они не забывают – учу уже детей своих учеников.12 лет Скосырева вместе с детьми и родителями обустраивала свое детище. Ее личных работ, пользующихся успехом у иностранцев, с каждым годом становилось все меньше: школа занимала все время. Помогли бывшие воспитанники – Сергей Постников, например, директор фирмы, занимающейся керамикой, привез неликвидную плитку, из которой творческие педагоги сотворили шедевры на стенах. Заменили окна, поменяли трубы, оборудовали туалеты, раскрасив их в разные цвета, наклеили роскошные обои, удачно сочетающиеся с детскими произведениями, которыми была увешана школа.Все флаги и делегации были в гости к «Модерну» – он стал своеобразной визиткой омского дополнительного образования. А в 2010-м грянула буря. Тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев потребовал максимально быстро решить проблему очередей в детские сады, и омские чиновники стремительно бросились выполнять поручение. Помещения образовательных учреждений, в свое время переданные в пользование коммерческим структурам, возвращались тяжело, к тому же требовали ремонта. А в обустроенное, отремонтированное, теплое помещение ДХШ «Модерн» почти сотня малышей могла въехать хоть завтра. «Модерн» решено было быстро переселить, причем тоже в здание детского сада, только находящееся в аварийном состоянии.Быстро не получилось – возмутились родители. Попытки обратиться к бывшему мэру города Виктору Шрейдеру ничего не дали. Создали сайт поддержки ДХШ, выходили с пикетами, попросили помощи у депутата Госдумы Елены Мизулиной. Противостояние длилось почти год, за который в аварийном здании все же сделали ремонт, под давлением общественности администрация города была вынуждена выделить больше 4,5 миллиона рублей.После этого, летом 2011 года, «Модерн» перевезли, а его создательницу Нину Скосыреву сократили. Она осталась в школе на треть ставки, уйти совсем сил не хватило.Чужие среди своих «Модерн» подселили в здание Городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – отдельного помещения талантливые дети оказались недостойны.- Мы гвоздя не можем забить без разрешения, – объясняет директор ДХШ «Модерн» Людмила Селезнева. – Родители, бывшие ученики и сейчас готовы помочь, сделать хороший ремонт, вставить окна, из старых дует нещадно. Сколько проблем с крыльцом, которое мы все пытаемся подладить! Но мы тут на птичьих правах. В моем подчинении только 10 педагогов, технический персонал относится к центру. Директор в ДХШ «Модерн» появился только в прошлом году, Людмила Николаевна пришла из Омского филиала Высшей школы народных искусств. Желающих управлять учреждением, в котором занимаются более 600 детей, за 15 тысяч рублей не находилось. Но Людмила Николаевна сама художник и педагог, всегда восхищалась тем, что делает «Модерн». Говорит, даже студенты ее филиала не всегда могут дотянуться до уровня детей, которые учатся в «Модерне».- «Модерн» – единственная художественная школа в системе образования Омска, – объясняет она. – Остальные школы искусств находятся в ведомстве Департамента культуры. И в этом принципиальное отличие. У нас нет вступительных экзаменов, мы принимаем всех независимо от того, умеют ли они держать в руках карандаш. У них программы предпрофильные, у нас – развивающие. Мы не ставим задачей сделать из всех художников, мы развиваем фантазию и творчество, учим детей видеть и создавать красоту.Селезнева быстро опустилась с небес на землю… «Хороший ремонт» спустя всего три года обернулся разбитым крыльцом, старыми окнами, истончившимися стенами… А в сентябре 2015 года в «Модерне» случился потоп – сразу в нескольких местах потекла крыша. Ни центр, ни Департамент образования не бросились на помощь во время потопа. Пришлось опять обращаться за помощью к Елене Мизулиной, которая теперь уже сенатор от Омской области. На ее просьбу мэр Вячеслав Двораковский отреагировал – в ноябре крышу отремонтировали. Только не может ведь сенатор постоянно заниматься проблемами художественной школы. Но ведь финансируется ДХШ «Модерн» по самому остаточному принципу: из того, чего не жалко Городскому центру психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. На расходные материалы денег, конечно, не выделяется вовсе, хотя образование в ДХШ бесплатное. Мэр с сенатором, проверяя ремонт, в голос сказали, что «Модерну» нужен свой дом. Прошел год, ничего не изменилось.Похоже, уникальность «Модерна» оборачивается его бедой: Департамент образования не учитывает, что у единственной в его ведомстве школы искусств потребности особые. Не потухнет ли костер, 30 лет греющий омских детей?Омск
Комментарии