Чтобы завтраки и обеды были вкусными, питательными, полноценными, они должны быть приготовлены из натуральных продуктов. Где взять не содержащие нитраты овощи и фрукты; мясо и рыбу, не пропитанные антибиотиками; продукты без вредных консервантов? Эта задача проще решается в сельской школе. Картофель, капусту, морковь, свеклу и зелень можно вырастить на пришкольном участке. Правда, все лето за ними нужно ухаживать. Мясо и молоко можно купить на сельскохозяйственном предприятии, в фермерском хозяйстве на территории своего поселения. Наши северные ягоды по содержанию витаминов превосходят импортные фрукты.
В городах и поселках городского типа обеспечить школьную столовую безопасным сырьем труднее, и это отражается на стоимости блюд. Недорогой обед в городской школе стоит 50 рублей, в сельской – 25-30 рублей. Однако даже такие суммы не всегда доступны. В Архангельской области более 5 лет действует программа обеспечения горячим питанием детей из малоимущих семей под эгидой Архангельского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». Огромная благодарность Красному Кресту за помощь и поддержку наших детей!
Следующая задача – технологическая. Чтобы приготовить блюдо быстро, сохраняя максимум питательных веществ, красиво его оформить, необходимо современное кухонное оборудование, которое стоит недешево. Для замены устаревших плит, духовых шкафов, мясорубок, овощечисток школе может потребоваться не один год.
Очень важной остается проблема культуры питания. Это не только обеспечение школ красивой мебелью и посудой, но и режим питания. Новыми санитарными правилами большие перемены установлены не менее 20 минут, но их недостаточно, чтобы ребенок мог медленно прожевать еду. В школах с большим количеством учеников удлинять перемены сложно, ведь у старшеклассников по 6-7 уроков в день. Торопливо проглоченный обед добавит меньше энергии, чем мог бы. Хотя по сравнению с возможностью нормально пообедать между парами студентов вузов и ссузов школьные столовые – земной рай. В детских садах малыши приучаются аккуратно кушать за столами, покрытыми скатертями. Как жаль, что в школах этого нет. Происходит резкий переход от более культурного варианта приема пищи к менее культурному, теряется эстетическое содержание трапезы.
Еще один вопрос, который труднее решить в сельских школах, – обеспечение сбалансированности питания. Расчеты рациона пищи, необходимого детям конкретного учебного заведения, может сделать врач-диетолог, специалист-технолог, а не повар 4-5 разряда. Нужны серьезные курсы повышения квалификации работников школьных столовых по составлению сбалансированных меню.
На V съезде Всероссийского педагогического собрания в октябре 2009 года прозвучала мысль о необходимости мониторинга организации питания в образовательных учреждениях и проведения лабораторных исследований на безопасность продуктов, предлагаемых поставщиками.
Идея хорошая, но как это осуществить на практике?
Римма ТОМИЛОВА, директор Холмогорской школы, Архангельская область
Комментарии