search
main
0

Без информационных технологий никуда

​Современная школа не может представить себе обучение без новых информационных технологий, которые коренным образом изменяют учебный процесс. Для того чтобы быть успешным в обучении, ученик должен овладеть многими компетенциями. Ключевой среди них стала информационная.

В силу того, что в гимназии №1505 обучение начинается с 5-го класса, формирование этой компетенции также начинается в это же время. В течение первого учебного года в гимназии знакомят учащихся с технологиями, которые должны им помочь самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.Поскольку ключевые компетенции, в том числе информационная, имеют метапредметный характер, их формирование не соответствует стандартной схеме обучения в среднем звене общеобразовательной школы. Поэтому учитель вынужден менять стратегию обучения. Для успешного овладения информационной компетенцией необходима межпредметная интеграция предметов как внутри предметных областей, так и из разных предметных областей. Возможны такие межпредметные связки, как физика – биология – химия, математика – информатика, история – МХК, литература – история.В гимназии №1505 в рамках методических объединений «Общественные дисциплины» и «Филология» был разработан и апробирован интегративный тематический блок «История Древней Греции», одной из задач изучения которого стало формирование информационной компетенции учащихся.Учащиеся 5-х классов на уроках истории и литературы изучают мифы и легенды Древней Греции. Эти произведения в учебнике литературы сгруппированы под рубрикой «Для чтения и бесед» и текстуально не анализируются, а мифы о подвигах Геракла вообще предлагают для урока внеклассного чтения. Становится достаточно проблематично изучить с пятиклассниками, почему возникли мифы, как древние греки стремились проникнуть в тайны мироздания, понять, как возникла Вселенная и каково ее устройство, объяснить явления окружающего мира.В учебнике по истории Древнего мира авторов А.Вигасина, Г.Годера, И.Свенцицкой изучение древнегреческой мифологии не стало приоритетным, происходит вскользь, зачастую также отдается на домашнее самостоятельное изучение.Существующая практика работы с учебником литературы не предоставляет возможности для эффективного формирования информационной компетенции. Вопросы, кажущиеся интегративными, нацелены лишь на пересказ прочитанного или услышанного в курсе истории. Пример подобного задания: «О каких мифах говорится на уроках истории? Перескажи один из них». Подобная ситуация требует коррекции. На основе мифологических сюжетов строятся многие литературные тексты. Имена богов и героев часто встречаются в художественных произведениях. Незнание хрестоматийных сюжетных линий и персоналий может привести к неправильной интерпретации текстов.На уроках истории изучают быт, обычаи, культуру Древней Греции, что в совокупности с материалом, изученным на уроках литературы, создает образ единой культурной среды античной Греции. Исходя из этого, необходимы, во-первых, более глубокий анализ сюжетных линий мифов и легенд Древней Греции, во-вторых, работа по формированию надпредметных умений: узнавать сюжет и персонажи в литературном и внелитературном контексте, соотносить информацию, полученную из мифа, с новым источником. Кроме этого, для формирования информационной компетенции при изучении текстов необходимо проведение интегрированных уроков, сочетающих в себе литературный, литературоведческий и исторический материал.Логическое завершение цикла интегрированных уроков – интегрированное занятие в конце первого полугодия. Оно проходит в виде игры, что обеспечивает психологический комфорт пятиклассников (с учетом специфики учебного заведения) и повышенную мотивацию. Класс разбивается на группы, между которыми выстраиваются отношения состязания и конкуренции.Проведение итогового занятия показало, что учащиеся 5-х классов успешно осваивают технологию отбора и первичного анализа историко-литературной информации.Лариса ВИШНЕВСКАЯ, учитель литературы гимназии №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория», кандидат педагогических наук;Елена МЕНЬШИНИНА, учитель истории гимназии №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте