Главное своеобразие рабочих поселков, расположенных около современных мегаполисов, общеизвестно. Молодежь из обеспеченных, культурных семей устремляется в элитные школы и центры досуга. Бедность и социальная неустроенность многих рядовых семей не позволяет большинству активных подростков влиться в ряды так называемой продвинутой молодежи.
Вопросы социальной защищенности молодого поколения, предупреждения преступности, алкоголизма и наркомании в молодежной среде должны иметь первостепенное значение в национальных проектах, и прежде всего в таком, как «Образование».
Конкурсная система стимулирования результативности работы школ, безусловно, перспективна в целом ряде инновационных процессов в образовании, но, к сожалению, не позволяет укрепиться социально-ориентированным инициативам.
Работа с детьми «группы риска» сложна и малопрестижна, не имеет высоких достижений и громких побед.
Хотелось бы видеть в этом направлении целенаправленную и адресную помощь именно тем образовательным учреждениям, которые социально ориентированы на сложный контингент учащихся, выходцев из малообеспеченных семей. А ведь это не только самая массовая, но и самая важная часть населения. От благополучия этой среды в значительной степени зависит благополучие всего общества. Бурные события прошедшей зимы в мирной сытой Европе тому доказательство.
Безусловно, первый шаг в этом направлении уже сделан в ходе реализации национального проекта «Образование». Оплата за классное руководство стала весомее, а значит, более справедливой. Классный руководитель чувствует ответственность за степень своего влияния на ребенка. Но на неблагополучные семьи это влияние необходимо не только расширять, но и качественно видоизменять. То разумное, доброе, вечное, что ребенок впитывает в школе, не должно бесследно таять в холодной, мрачной атмосфере неустроенного быта и аморального поведения взрослых. Социальный патронат со стороны квалифицированных и добросердечных педагогов сыграл бы здесь решающую роль.
Решающую роль в становлении подрастающего поколения мог бы сыграть спорт. И дело даже не в дорогостоящих спортивных сооружениях.
Так, допустим, мы выбрали демократичный полиатлон как ведущий вид спорта в нашей школе.
Лыжную базу оборудовали в подвальном помещении. Строим тир.
Но нужен определенный маневр в финансировании спортивной деятельности.
Спортивные классы наряду с гимназическими нуждаются в дополнительных кружковых часах и определенном коэффициенте оплаты труда педагогов. Юным спортсменам необходимо калорийное питание, дети из малообеспеченных семей не в состоянии платить за трехразовое питание 70 рублей в день. А они ведь целый день находятся в школе (с учетом спортивных тренировок).
Давно замечено, что дух коллективизма неистребим именно в массовой школе. Жить высокой мечтой, чувствовать себя сильным и уверенным помогает мальчишкам школьный военно-патриотический клуб «Гайдаровец».
Дисциплинированность, собранность, ответственность – эти качества, воспитанные с детства, помогут ребятам стать достойными гражданами нашей страны. Дурные привычки чаще всего дружны с расхлябанностью и безответственностью, вседозволенностью, и какими грантами оценить мужество и преданность педагогической идее скромных подвижников романтической, но в то же время строгой и требовательной работы с детьми, не подающими больших надежд.
Я бы предложила часть грантов, не реализованных на региональном уровне, передать на муниципальный уровень.
Так удалось бы отметить скромных, очень добросовестных и увлеченных работой тружеников школы.
Гранты в 30-35 тыс. рублей были бы хорошей наградой для многих педагогов массовых школ.
Пусть национальные проекты станут поистине народными преобразованиями.
Татьяна ШУТЬЕВА, директор средней школы имени 8 Марта, Солнечногорский район, Московская область
Комментарии