Каждый день, провожая сына в школу, приходя на очередной урок, я учусь. Вглядываюсь в серые в крапинку лукавые глазенки моего восьмилетнего мальчугана, в полные вопросов глаза десятиклассников и учусь. Учусь в который раз этому наполненному взгляду – ему дано видеть мир, лишенный горечи.
Пытаюсь сформировать у них компетенции и продолжаю учиться, апробирую новые технологии и уже что-то начинаю понимать, а потом осознаю, что самому главному меня учат дети. И в результате нашего обоюдного сотворения рождается способность к полилогу, который и выльется в понимание полилога культур. Наша культура – благодатная почва для развития личностных качеств, основа для социализации личности. Я же смогу влиять на этот процесс благодаря специфике своего предмета «Иностранный язык». Ведь язык – не только средство общения и выражения мысли, но и аккумуляции ценностей культуры.
XXI век, по мнению аналитиков ЮНЕСКО, должен стать эпохой гуманитарного знания. Постоянно изменяющийся, взаимозависимый мир, процессы гуманитаризации привели к изменению парадигмы образования, его идеала: «от человека образованного» к «человеку культуры».
Духовное сотворчество учителя и ученика стоит в самом начале пути к межкультурному полилогу. Учитель – начальное звено процесса поликультурного диалога, который, как ни парадоксально, начинается не с противопоставления культур учащегося и учителя, а с взаимопонимания, доверия, на котором и строится дальнейшее образование. Полилог ведет к толерантному отношению к другой культуре через ее познание, а также к обогащению своей. Являясь образованным, современным человеком, учитель в то же время должен понимать ценность духовных традиций.
Процесс приобретения личностью межкультурной компетенции онтологичен по своей сути, в то время как формирование коммуникативной компетенции сосредоточено на становлении языковых и речевых способностей. Для приобретения личного опыта общения с другой лингвокультурой ребенок должен владеть базовой культурой, то есть минимумом общих способностей, ценностных представлений и качеств, без которых невозможна социализация личности.
Полифония культур возможна только при духовном созвучии общечеловеческих норм. Такое созвучие, трактуемое в современной методике как нравственный компонент базовой культуры, – необходимое условие подготовки личности к адекватному межкультурному взаимодействию.
Мне бы очень хотелось, чтобы мои десятиклассники, мой маленький сын нашли себя в этом мире и сохранили бы взгляд на жизнь без горечи в глазах.
Анжелика ИВАНОВА, учитель английского языка лицея №5 Железногорска, учитель года Курской области-2005
Комментарии