Педагогика стара как мир, и все фундаментальные открытия в ней уже состоялись. Но любой ребенок все равно остается чудом. Как соединить наши знания о ребенке с самим ребенком и почему результат нас не всегда радует? Что остается нам, учителям? Попытаться понять, нет, не заучить, а овладеть, сделать своей хотя бы часть накопленной педагогической мудрости. Сергей Михайлович Эйзенштейн, преподавая режиссуру будущим кинематографистам, говорил: «Режиссуре научить нельзя, научиться можно». Знания по истории педагогики, основы психологических знаний студенты получают на ранних курсах института и, что греха таить, часто для «сдачи», а не для активного использования в будущем.
Сегодня, с позиции тридцатилетнего опыта работы в школе, честно могу признаться: как много я еще не знаю! К чему все это? Все чаще сегодня приходится задумываться, какой будет школа после нас, представителей поколения пятидесятилетних, школа для наших внуков. Я говорю не о технических новшествах, которые в ней будут. Наиболее важный вопрос – роль и место учителя в ней. Когда-то учитель был обладателем монополии на знания, сегодня он становится организатором, координатором для учеников.Переплавить информацию в знания, знания – в умения и опыт – важнейшая задача школы.Главной задачей сегодня, на мой взгляд, становится воспитание нового поколения учителей. Учитель завтрашнего дня должен быть не только хорошим предметником и методистом. Этого мало. Фундамент, на котором покоится весь перечисленный набор, – это культура в самом широком ее понимании – культура знания, культура мысли, культура поведения.В наше прагматичное время кажется, что философия, история культуры и т. п. есть излишние атрибуты. Нужна польза – остальное «лирика». На принципах пользы строится современная цивилизация, но ценности вырабатываются в рамках религии, философии, культуры. Можно ли всех сделать философами? Нет, да это и не нужно. Но для человека, сделавшего свой сознательный выбор в пользу профессии учителя, «любить мудрость» – его обязанность. Эта любовь порождает сомнение, желание искать и находить ответы, учит чувствовать и переживать. Если учителю выпала роль организатора общения, то это общение непременно должно быть содержательным.Уровень содержательности во многом зависит именно от самого учителя. Учитель сегодня и завтра должен быть не среднестатистическим человеком с дипломом о высшем образовании, а, может быть, неким рудиментом в нынешних мирах, осколком старого – в самых лучших его образцах. Зачем? Чтобы в мире помимо пользы нашлось место ценностям, для защиты которых нужны не отметки в зачетках, а постоянная интеллектуальная и душевная работа. Некоторое время назад на остановках в городе Москве висел баннер, на котором были следующие слова: «Если ты хочешь узнать, как выглядит человек, который прочел тысячу книг, – прочти тысячу книг». А для учителя я бы предложил дополнить – и сделай заметки на полях…Павел ПАНКИН, директор школы №1741
Комментарии