Высшее образование в Испании платное, но по сравнению со многими другими странами относительно недорогое. Путь к нему начинается с самого раннего возраста.
Во многих странах мира существуют детские сады, и Испания в этом смысле не исключение. Считается, что там дети от 3 до 6 лет могут получить бесплатное дошкольное образование. Правда, практика показывает, что заниматься ребенком в плане воспитания и развития его интеллекта в садике не особенно стремятся. Воспитатели выступают здесь скорее в роли няни. Они лишь отвечают за то, что ребенок вовремя будет накормлен, погуляет во внутреннем дворике, будет чисто одет, если родители дадут сменные вещи, а главное – не попадет под машину и не заблудится в городе. А вот развивающие игры, спортивные мероприятия, занятия с логопедом, рисование для маленьких детей – все это не входит в программу детских садов. Для этих целей существуют специальные платные кружки, которые стоят денег, а главное – родительского времени на дорогу и ожидание. Идея государственного детского сада – предоставить родителям, как правило, людям невысокого материального достатка, возможность работать. Чаще всего это либо прибывшие на заработки из соседних стран, либо командированные.
Но вот ребенок немного подрос и попадает в школу. Начальное образование в Испании с 6 до 12 лет – обязательное. Все школы делятся на государственные (publikum) и частные (privado). Государственные школы – бесплатные, поскольку родители являются налогоплательщиками. При этом могут, правда, взиматься символические деньги на развитие школы или организацию каких-либо мероприятий. В них учатся, как правило, дети из семей среднего класса и дети, чьи родители приехали из других стран, например, Португалии, на заработки. Качество преподавания в них в принципе неплохое, но набор дисциплин минимален: испанский язык, чтение, математика, иногда вводится дополнительный предмет – что-то среднее между историей, географией и естествознанием. Особенность государственных школ в том, что там может оказаться много детей из самых неблагополучных районов. Зачастую родители учеников – нелегалы либо вообще не имеют паспортов. Такие районы есть почти в каждом крупном испанском городе южной части страны, причем находятся они не на окраинах. Например, в Мадриде – это улица Аточи, расположенная в самом центре города, она ведет к вокзалу. Вроде бы куда престижнее? Но здесь и днем играют “в наперстки”, воруют, отнимают вещи (в основном у туристов), мулатки предлагают сексуальные услуги, арабы содержат дешевые ночлежки, не редкость и внутренние “разборки”.
В районах под Валенсией, на востоке Испании, много поселений цыган, которые занимают дешевые недостроенные дома, могут прямо в квартирах разводить костры. В государственные школы принимают всех. Здесь за одной партой могут оказаться дети из сомнительных кварталов и благополучных районов. Но, как правило, это относится лишь к начальной школе. Поскольку для большинства важно, чтобы дети научились немного читать, писать и считать, без чего им нельзя будет обойтись в жизни.
В частных школах, разумеется, все по-другому, но за обучение в них надо платить. Несмотря на то что Испания – один из центров мировой культуры, средний уровень грамотности здесь поразительно низкий, особенно у старшего поколения. Так, зайдя в небольшой провинциальный магазин, можно увидеть продавца, который долго складывает двести пятьдесят и двести пятьдесят в столбик, чтобы рассчитаться с покупателем. Видимо, до сих пор сказывается тотальное уничтожение интеллигенции во времена франкистского режима. (После гражданской войны 1936-1939 годов представителей интеллигенции в Испании осталось едва ли больше 5-6 тысяч).
Средняя школа (от 12 до 16 лет) также делится на государственную и частную. Кроме того, по всей Испании функционируют школы при различных монашеских орденах, где при совсем невысокой оплате за обучение можно получить вполне приличное образование. Однако родителей ждет много дополнительных расходов. В частности, в таких школах обязательна форма. Например, темно-зеленые шерстяные кофты в сочетании с клетчатыми юбками для девочек и синими брюками для мальчиков, одинаковые черные, похожие на солдатские, ботинки, а также обязательные толстые синие гольфы. Мало того, что форму нужно носить именно в таком виде летом и зимой, независимо от погоды, купить ее – настоящая головная боль. Поскольку форма у каждого монашеского ордена своя, выпускается она малыми сериями для одной – пяти школ, а продают форму, как правило, в одном из “El Corte ingles” (самая дорогая сеть супермаркетов), то цена ее сравнима с дорогим “взрослым” костюмом.
Есть и получастные школы. Их поддерживает государство, оплачивая по договору часть расходов. Как правило, в таких школах берут деньги за дополнительные к основной программе занятия и уроки.
Существуют и очень дорогие частные школы. Их немного, но попасть туда достаточно сложно: порой запись ведется за полгода-год. Цена вместе с полупансионом и иногда с проживанием составляет от 12 до 25 тысяч долларов за год. Есть и такие школы, в которые даже за большие деньги не всякого примут. Туда могут попасть только дети из семей определенного сословия, богатой элиты.
Кстати, для всех иностранцев, которые хотят учиться в Испании, при поступлении в начальную и среднюю школу обязательно элементарное знание языка, причем для этого существует огромное множество специальных программ и курсов. А для тех, кто хочет продолжить обучение, чтобы в дальнейшем получить высшее или специальное образование, лучше закончить испанскую школу, что упрощает поступление в вузы и часто дает возможность избежать экзаменов.
Однако стоит учесть, что в любой, даже самой хорошей школе программа и методика обучения строится иначе, нежели у нас в России. Во-первых, здесь в старших классах не изучают так подробно алгебру, химию, физику и многие другие предметы. Все это проходят уже в вузах, выбрав ту или иную специализацию. Учиться в младших классах, по нашим представлениям, должно быть скучновато. Например, вначале ученики знакомятся со строением человеческого скелета. На следующий год дети опять изучают скелет, а кроме того, узнают, что существуют еще и мышцы, еще через год – опять все сначала… То есть каждый год большая часть пройденного материала повторяется заново. Знания, полученные таким образом, весьма прочные, но не дают широкого кругозора. Соответственно одаренным детям все это неинтересно, и они попусту тратят время. Но, по-видимому, подобные принципы обучения, так же, как вся система школьного образования, достаточно устойчивы и вполне устраивают испанское общество.
Экзамены в школах и в других учебных заведениях проводятся в основном методом тестирования. Как правило, результаты оценивают не в баллах, а процентах. Так, оценка от 50 до 60% означает “плохо”, высшая отметка равна примерно 90-95%, 100% – это большая редкость.
Что интересно, в Испании не принято ругать учеников. Учителя никогда не позволят себе сказать родителям, что их сын или дочь бестолочь и не может выучить урок. Они всегда поблагодарят за то, что родители интересуются детьми, могут даже извиниться за плохую успеваемость ребенка. Мало того, считается нормальным остаться на второй год, повторить какой-то курс. А во многих вузах вообще существует определенный набор экзаменов, скажем, по 30-50 предметам, которые нужно сдать, чтобы получить диплом, а когда будут сданы эти экзамены – личное дело каждого студента.
Не стоит забывать также, что в Испании 20% безработных, и любой педагог держится за свое место, поэтому с отстающими он готов заниматься лишнее время бесплатно. Многие преподаватели государственных вузов сами создают дополнительные пособия для студентов, проводят внеурочные встречи, хотя делать это по трудовому соглашению они не обязаны. Каждый семестр школьный совет либо специальная комиссия (в вузе) проводят анонимный опрос учеников и родителей о преподавателях. Кстати, от его результатов часто зависит судьба вузовского преподавателя, а школьный директор иногда даже избирается подобным образом. Возможно, именно благодаря такой системе преподавание в государственных вузах в целом ведется на достаточно хорошем уровне.
Своеобразной Меккой студенчества является город Саламанка, где находится старейший в Испании университет, который основал Мигель де Сервантес и где учился когда-то Кальдерон. На стенах университета сохранились различные надписи на латыни, оставленные студентами прошлых веков. Кто-то из них стал впоследствии великим и прославился на весь мир. Студенческими историями, легендами, приметами пропитан весь город. Вот одна из них: среди кружевного узора каменных стен главного входа спрятано изображение лягушки, которая является одним из символов города. Кто сможет разглядеть ее, тому обязательно повезет на самом трудном экзамене.
В большинстве региональных школ обязательно изучение местных языков. Образование там часто дешевле, это делается специально для поддержания национального языка и традиций. В северной части Испании считается очень почетным изучать баскский язык.
Высшее образование в Испании, так же, как среднее, делится на государственное и частное. Кроме того, некоторые дисциплины можно изучать в духовных семинариях или в католическом университете в Барселоне, при этом не становясь церковнослужителем. Обучение стоит примерно от 500 долларов до 9 тысяч в год. Существует также практика учреждения вузовских стипендий, стать обладателем которых довольно сложно. Во-первых, нужно вовремя найти объявление о том, что на определенный курс или дисциплину выделяются места для стипендиатов. Ну а потом надо успеть пройти специальный отбор.
Есть и другие отличия испанского образования от российского. Так, в технических средних специальных и высших учебных заведениях проходят вначале часть программы, соответствующей нашей школьной. На гуманитарных отделениях сразу начинается “погружение” в специальность. Скажем, в России на факультете журналистики МГУ студенты изучают русскую и зарубежную литературу, философию и еще много различных гуманитарных дисциплин. В Испании же набор ограничивается теми предметами, которые напрямую связаны со специальностью.
В университетах учатся, как правило, пять-шесть лет и получают диплом лицензиата или инженера. Можно получить и степень магистра, отзанимавшись еще один год после получения диплома. Еще одной ступенью обучения может стать докторантура, примерный аналог нашей аспирантуры.
Ну и наконец трехлетнее образование можно получить в университетских школах (это наши техникумы или колледжи). Там присваивается звание дипломированного специалиста либо технического инженера.
Ирина КУРБАНОВА
Москва
Комментарии