search
main
0

Без фальши

Рассказать о своем опыте работы за три минуты легко и трудно одновременно

Если искать сравнение, то испытание «Конференция. Учительская команда: наш опыт» было похоже на песню. В ходе его в три отведенные минуты требовалось уместить, казалось бы, невозможное: как сложился опыт командной работы и как реализуется этой командой междисциплинарный подход в образовании. Кто-то из конкурсантов считал, что трех минут слишком мало, а кто-то потом признавался, что неожиданно для себя открыл, что за три минуты можно исполнить целую «оперу».

К слову, зал-трансформер Академии цифровых технологий, где проходила открытая конференция, своей камерностью и в то же время хайтековским аскетизмом интерьера словно способствовал атмосфере творческого полета. Тем более что свой опыт учителям можно было представлять в любом жанре, чем педагоги и не замедлили воспользоваться. Например, представители одной команды читали стихи, в другой команде проводили физический опыт, третья команда сопровождала свой рассказ элементами актерской игры и т. д.

По словам участницы команды из лицея №17 г. Костромы Екатерины Шелоуховой, испытание в формате конференции совершенно нестандартное и поэтому не терпит общих слов и заезженных фраз. На сцене, куда выходит команда педагогов, фальшь прочитывается сразу. Становится понятно, по делу люди говорят или нет, что их волнует и почему.

Может, из-за этого, чтобы приготовить трехминутное выступление, многие команды прорабатывали большой массив информации, вычленяя главное, и у многих конкурсантов имелось в запасе несколько вариантов выступления. Например, у той же команды из Костромы было 7 заготовок, для того чтобы представить коллегам и жюри свой опыт работы.

Но жанры жанрами, а основополагающим, безусловно, было содержание трехминутной «песни». Учителя рассказывали, почему они считают междисциплинарный подход перспективным и как его используют в своей практике. К примеру, участники команды из школы №18 г. Харагуна Забайкальского края поделились с коллегами мыслью о том, что хотят видеть свою сельскую школу территорией развития и как одну из форм междисциплинарного подхода разрабатывают междисциплинарные проекты, в которых участвуют ребята.

Педагоги даже нашли оригинальное определение для своей работы с детьми. Они сообщили со сцены, что кедровая шишка очень похожа на устройство мира взрослых и детей: также питает соками свои орешки, а когда они созревают, выпускает их во взрослую жизнь наполненными энергией.

Участники команды из лицея №17 г. Костромы в своем выступлении подняли тему преемственности между начальной и средней школой. Эта тема, по мнению педагогов, актуальна для всей российской системы образования.

После выпуска из начальной школы дети сталкиваются с новыми учителями, с новыми требованиями. Как помочь ребятам при этом не на словах, а на практике? Костромские учителя решили, что нужна целая система бинарных уроков, где участвуют как учителя начальной школы, так и предметники. Кроме того, педагоги заметили, что дети в повседневной жизни часто сталкиваются с несплошными текстами – с этикетками, с инструкциями, со схемами, таблицами и т. д. И оказывается, что и дети, и взрослые их плохо понимают, потому что невнимательно читают.

Поэтому в лицее появился такой междисциплинарный проект, как «Школа покупателей», где детвора учится решать ситуационные задачи, читать несплошные тексты, работать в команде. Таким образом, интеграция разных предметов помогает формировать у ребят целостное представление о мире. Он не распадается для них на разрозненные фрагменты, которые неизвестно как и с чем соединить.

Как вспоминает участница команды лицея №17 г. Костромы Татьяна Поспелова, когда появилась идея проводить бинарные уроки, то, конечно, сначала было непонимание: а нужно ли? И у детей не было понимания, зачем на урок приходит несколько учителей, но постепенно и последовательно совместные уроки вошли в школьную жизнь, на них стали подниматься совсем не школьные темы, и уже все дети без исключения начали работать на таких занятиях. Мало того, большинство из них теперь уходят с урока задумчивыми, и слышно, как в коридорах на перемене дети обсуждают вопрос, их заинтересовавший.

Участники команды из Тамбовской православной гимназии имени святителя Питирима, епископа Тамбовского, признались, что на объединение в команду их сподвигнул спонтанный опрос, в котором они задали детям вопрос: «Чем известен Тамбов?» Увы, большинство детей вспомнили только знаменитый тамбовский картофель, тогда как с Тамбовщиной связаны имена поэта Г.Р.Державина, брата прославленного адмирала и героя Севастополя А.А.Корнилова, политического и государственного деятеля, дипломата Г.В.Чичерина, писателей Н.Е.Вирты и С.Н.Сергеева-Ценского, церковного деятеля, епископа, православного святого Питирима, флотоводца вице-адмирала Ф.Ф.Ушакова, композитора С.В.Рахманинова и т. д.

Поэтому учительской команде пришла в голову мысль разработать междисциплинарный проект, реализованный в формате увлекательного краеведческого квеста, с помощью которого ребята могут совершить много интересных открытий, касающихся родного региона.

В школе №34 г. Каменска-Уральского Свердловской области задумались о междисциплинарном подходе еще 9 лет назад. Как рассказала участница команды Елена Вершинина, она с коллегами побывала на курсах у доктора психологических наук, ведущего научного сотрудника лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, профессора кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф.Обуховой факультета психологии образования МГППУ, научного руководителя междисциплинарного обучения школы №1569 «Созвездие» г. Москвы Натальи Владимировны Шумаковой.

Там уральские педагоги ознакомились с таким учебным предметом, как «Междисциплинарное обучение». Увлеченность междисциплинарным подходом привела к тому, что 12 учителей из коллектива школы №34 прошли эти курсы.

Что важного отмечают в междисциплинарности педагоги? По мнению Елены Вершининой, это похоже на организм человека: идеальными могут быть сердце, почки, печень, но если в плохом состоянии кровеносные сосуды, то не поступает кислород, и тогда начинаются нарушения. Искусственное разделение на предметы произошло исторически, и сейчас упор делается на углубление предмета, но весы не должны перекашиваться в сторону либо узкой предметности, либо широкой междисциплинарности. Как говорили древние греки, все должно быть гармонично.

Как сказала участница команды школы №34 г. Каменска-Уральского Свердловской области Ольга Зацепина, весь коллектив образовательной организации сразу проникся идеей междисциплинарного подхода. Стали образовываться учительские команды, готовились уроки на троих. Хотя это непросто, потому что требуются изменение учебного расписания, выстраивание совсем другого пространства в классе, поскольку работа идет в группах, и т. д.

И детям было сложно привыкнуть к разным группам на каждом занятии, к разным педагогам, к тому, что они вообще занимались на междисциплинарном уроке совсем другими темами. Например, год изучали тему «Изменения» через разное предметное наполнение. Но оказалось, что в развитии сила. Как говорят уральские педагоги, уже окончили школу те ребята, с кем начали заниматься междисциплинарным обучением с пятого класса. И, что примечательно, многие дети выбрали профессии, которые не планировали изначально.

У многих из них благодаря таким урокам произошло переосмысление своего профессионального пути. Даже на конкурсном уроке одна девочка сказала педагогам, что не знает, куда поступит учиться, но обязательно будет учиться там, где есть физика.

Особенностью междисциплинарного обучения участница команды из школы №34 г. Каменска-Уральского Свердловской области Анжелика Перевалова также назвала то, что если на обычном уроке ученику можно спрятаться и не работать, то на трио-уроке это невозможно. Здесь каждый участник команды не только должен работать, но и представлять результат.

Это ведь урок-исследование, а значит, дети учатся предлагать гипотезы, делать предположения, искать ответы и обобщать. Когда дети знакомы с междисциплинарным подходом, то потом на любом предмете их легко организовать на проведение исследования, на создание проекта и т. д.

На конкурсном испытании «Конференция. Учительская команда: наш опыт» действительно ни одна команда не фальшивила, и очень образно это объяснили участники команды из математической школы №1 имени Х.И.Ибрагимова г. Грозного Чеченской Республики. Педагоги признались, что подготовка к конкурсу позволила им самим будто вернуться в детство и еще раз убедиться, как открыт и хрупок мир детей.

Наталья АЛЕКСЮТИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте