Иногда родители не вполне адекватно относятся к проблемам ребенка. Встречается пренебрежение качеством речи (и другими проблемами) ребенка, либо недостаточная замотивированность родителей на оказание помощи ребенку, либо перекладывание ответственности на образовательное учреждение. Актуальность семинара-практикума заключается в просвещении и обучении родителей конкретным коррекционно-развивающим мероприятиям с детьми.
Цель: способствовать формированию психологической компетентности родителей в области повышения уровня речевого и творческого развития детей.Задачи:1. Формировать родительскую мотивацию к сотрудничеству с образовательным учреждением, привлекать родителей к конкретным психолого-педагогическим мероприятиям их с ребенком в качестве активных участников коррекционно-развивающего процесса. 2. Установить конструктивное общение в процессе совместной деятельности.3. Обучать родителей совместным формам деятельности с детьми. 4. Повышать уровень педагогической грамотности родителей с помощью демонстрации конкретных приемов работы с детьми. Структура семинара-практикума: – вводная часть, в которой создается положительный эмоциональный настрой на работу;- основная часть, в которой рассматриваются теоретические вопросы и отрабатываются приемы и навыки работы с детьми;- заключительная часть, где подводятся итоги занятия; – получение обратной связи от родителей.Методы, используемые в семинаре-практикуме: 1. Речевые игры.2. Коммуникативные игры.3. Психогимнастические игры.4. Приемы арт-терапии.5. Приемы сказкотерапии.6. Наблюдение во время проведения речевых праздников.7. Наблюдения фронтальных открытых занятий с последующим анализом.Диагностика: анкетирование входящее и итоговое, проективные методы.Обеспечение гарантии прав участников семинара-практикума:1. Конвенция ООН о правах ребенка.2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».3. Федеральный закон «Об образовании в РФ».4. Типовое положение «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».Требования к ведущему: владение приемами и методами игротерапии, арт-терапии, сказкотерапии, эффективное использование невербальных форм общения (интонация, мимика, жестикуляция, позы и т. д.) для эмоционального поощрения родителей.Материально-техническое оснащение: групповое помещение, в котором есть компьютерная техника, зеркала, доска, развивающие и обучающие игры, материалы для изобразительной деятельности.Режим занятий: 1 раз в месяц (продолжительность 1 час – 1час 30 минут).Предполагаемый результат: положительная динамика по результатам итогового анкетирования; повышение активности родителей в совместной коррекционно-развивающей работе (регулярное выполнение домашних заданий специалистов, появление вопросов коррекционно-развивающей направленности, участие в совместных мероприятиях).Задачи:1. Снятие эмоционального напряжения участников, развитие сплоченности.2. Побуждение взрослых и детей к активному взаимодействию в совместных играх и упражнениях.3. Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей.Оборудование: анкеты, планшеты, маркеры, магнитная доска.Ход занятия1. Организационный моментИгра «Давайте поздороваемся»Родители садятся в круг и здороваются друг с другом разными способами (ладошками, локотками, лбами, носиками, плечами, мизинчиками…).Игра «Перебежки»Задание: поменяться местами тем:- у кого две дочери;- у кого сыновья;- у кого на шее цепочка;- кто сегодня пришел в брюках;- у кого карие глаза;- кто любит мороженое;- у кого есть веснушки;- кто любит слушать музыку;- кто хочет в отпуск.2. Основная частьМини-лекция «Роль игры в жизни дошкольника»Игра является важным фактором в жизни ребенка. Через игру взрослые передают ребенку совокупность знаний, умений и навыков, систему исторических и общечеловеческих ценностей. Игра – это способ определения ребенком своего места в мире людей и совершенствования своих возможностей.По своей природе игра парадоксальна, она сочетает свободу, творчество, непринужденность с жестким требованием выполнять определенные правила. Именно подчинение правилам доставляет ребенку главное наслаждение в игре. Некоторые ученые называют игру «работа детей» из-за того значения, которое она имеет в развитии ребенка.У детей, как и у взрослых, есть свои проблемы. Они такие же сложные, как и наши с вами. Игра – мощный ресурс, которым ребенок располагает, чтобы по возможности совладать с этими проблемами, страхами, неясными порывами, психической и физической слабостью, неуверенностью в себе и в любви ближних. Американский профессор Г.Л.Лэндрет утверждает, что ребенок может самостоятельно справиться с любой психологической травмой. Главное условие для этого не мешать ребенку выразить свои переживания в игре. Обыграв травму, ребенок изживает ее, вырабатывает своего рода стратегию поведения в новом мире.В последние годы дети стали меньше играть. Причина этого явления – недостаток времени, в садах большая часть дня отводится различным занятиям, у родителей работа. Игра не приходит сама собой. Необходимо учить детей играть. Результаты социологического исследования свидетельствуют о том, что дети отдают предпочтение традиционным подвижным играм с правилами.Дошкольный возраст справедливо назван самым благодатным периодом для формирования личности. Вот почему ни родителям, ни воспитателям не следует предаваться иллюзиям, что способности разовьются сами по себе, без помощи взрослых.Педагоги призывают взрослых: «Играйте вместе – это оздоравливает взаимоотношения». В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения людей независимо от характера и возраста. Совместная веселая игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Играя вместе, дети убеждаются в том, что у них надежные тылы (понимающие и любящие родители). У детей появляется искреннее желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками и рождается вера в то, что в этом мире существует определенный порядок, некие правила игры, благодаря которым многое в жизни становится возможным.Совет родителям: играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.Игра научит нас: – говорить с ребенком на его языке;- преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию;- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;- открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;- любить детей такими, какие они есть.Играя, мы можем научить детей:- смотреть на себя со стороны глазами других людей;- предвидеть стратегию ролевого поведения;- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих;- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;- доверять друг другу.Вопросы для обсуждения:1. В какие игры играли с вами ваши родители?2. В какие игры играете вы с вашими детьми?3. Обучаете ли вы их своим любимым играм?Воспитатель с родителями вспоминают игры, которые можно организовать с детьми, и записывают в таблицу.Елена БУТЫРИНА, воспитатель детского сада «Солнышко», структурного подразделения средней школы №2 «Образовательный центр», с. Борское Самарской области
Комментарии