15 лет в нашей школе идет дискуссия: ставить оценки или нет. Примерно 2-3 часа каждую неделю. И все остались в результате при своем мнении: кому противно ставить оценки, их не ставит; кто убежден, что без них нельзя, – ставит. Из этого спора выхода нет. Я не думаю, что можно кого-то переубедить, это просто рассказ о том, как можно работать без оценок.
Первое
Есть некоторое задание. Если эта работа выполнена учеником хорошо, учитель так и говорит: «Хорошо». Это и есть «оценка».
Сколько уроков длится «работа»? Может быть, это десятиминутный письменный опрос, а может, доклад, над которым ученик работал две недели.
«Хорошо» не связано со школьной оценкой: это не тройка, не четверка, не пятерка. «Хорошо» имеет другой смысл: учитель считает, что ученик сделал работу действительно хорошо.
А если плохо? То говорит: «Плохо». И дает возможность второй попытки, возможность сделать в следующий раз.
Строго говоря, в лицее есть две оценки: «хорошо» и «в следующий раз».
Второе
Есть работа простая, а есть сложная. Выделим, допустим, три уровня:
1-й уровень – задания по образцу, «услышал – повторил», пересказ, решение простых задач, ответы на самые простые вопросы;
2-й уровень – умение применить знание в другой ситуации; умение сравнивать, видеть общее, высказывать предположения;
3-й уровень – это так называемые нестандартные задания, на которые нет очевидного ответа, для решения которых нужно построить в голове сложную комбинацию из знаний, полученных, возможно, по разным школьным предметам; задания, требующие порой догадки, озарения – самое точное слово для третьего уровня, это творческая работа.
За выполнение каждого задания они получат долгожданную оценку(!), которая в нашей школе выражается словом «хорошо».
Важно, что уровень работы всегда определен заранее, и учитель никогда не оценивает ни ученика, ни его работу. Он просто говорит: «Да, ты справился с этой работой (первого, второго или третьего уровня сложности)» или «Нет, ты не справился, в следующий раз».
Только «да» и «нет».
Посмотрим на все это глазами родителей – собственно, оценка и ставится для них. Допустим, тема длится 6 уроков. За 6 часов – 12 работ, напротив каждой – отметка «да» или «нет». Разве этого недостаточно для умного родителя?
Коротко, по-школьному, все преимущества такой системы оценивания – мы назвали ее маршрутным листом:
1. Вся работа разбита на небольшие и понятные задания, напротив каждого – отметка о выполнении.
2. Никаких минусов, нулей, грустных мордочек – или «хорошо», или «в следующий раз».
3. Если не сделал с первого раза – надо сделать со второй, третьей, четвертой попытки.
4. Учитель не оценивает, он только констатирует, сделана ли работа.
5. Самый слабый ученик может получить зачет за простую работу, а для сильного всегда есть несколько сверхсложных заданий.
6. Зачет – «хорошо» – означает не только то, что ребенок справился с заданием, но и то, что он может помочь своему товарищу сделать эту работу. Умение работать вместе, помогать друг другу – один из важных плюсов маршрутного листа!
Третье
Остался вопрос – что ставить в конце года в личное дело ученика.
По Закону «Об образовании» школа имеет право проводить промежуточную аттестацию в любой форме. Другими словами, государство от нас требует пятибалльной оценки только в конце 4-го, 9-го и 11-го классов. Причем эти оценки могут быть выставлены по результатам контрольных работ.
В обычной жизни зачетов достаточно.
Так у нас работает в течение последних четырех лет начальная школа. Были страхи: родители заберут детей – количество учеников увеличилось за эти годы в полтора раза!
И все ж компромиссы неизбежны: думаю, пятибалльная оценка в средней школе могла бы ставиться только 1-2 раза в четверть за самостоятельные (контрольные, проверочные) работы. И годовая оценка – на основании этих работ.
Применение оценки – пятибалльной оценки – позволяет достичь хорошего (как кажется нам) результата. И в короткие сроки. А что потом – кому дело? Истощение организма, набор болезней, ранняя смерть – это в спорте. Потеря интереса, отвращение к учебе, полная апатия – в школе. Но разве это беспокоит родителей? Результаты должны быть сегодня, в крайнем случае – в конце четверти…
Олимпийский комитет не признает результатов, если в крови обнаружен эритропоиетин. А результаты, полученные вследствие применения сильнейшего психоделического препарата – пятибалльной оценки? А мы еще гордимся: олимпиадные задачки решает, по-английски говорит бегло…
Рустам КУРБАТОВ, директор лицея «Ковчег-ХХI», Красногорск
Комментарии