Рынок труда в современных условиях предъявляет новые требования к модели выпускника для работы в сельскохозяйственном производстве. Чтобы сформировать специалиста, соответствующего требованиям заказчика, необходимо разрабатывать нестандартные подходы в педагогической, методической деятельности коллектива, прежде всего с учетом психолого-педагогических аспектов. Существующая традиционная система образования в системе СПО основное внимание уделяет идеям организации обучения в самом учебном заведении. На мой взгляд, подготовка будущего специалиста должна в большей степени осуществляться при прямом участии работодателя, на реальной базе, с привлечением широкого круга практиков – профессионалов своего дела.
Одним из элементов практико-ориентированного обучения является принципиальное изменение подходов к процессу обучения будущих специалистов сельскохозяйственного производства: пересмотр учебных планов и программ, переориентация в порядке сочетания теории и практики, создание модульно-блочной системы подготовки. Особое значение приобретает практическая составляющая профессионального образования, поскольку для решения задачи закрепляемости студентов на селе необходимо провести перенос большей части практик в хозяйства, которые в будущем примут специалистов на работу. Это так называемая дуальная система подготовки, при которой половина учебного времени студенты приобретают теоретические знания в стенах нашего учебного заведения, а вторая часть отводится производственной практике в хозяйствах, расположенных по месту жительства, давно применяется в странах Западной Европы и демонстрирует очень хорошие результаты. Молодые специалисты психологически готовы к восприятию той действительности, которую они увидят. Ведь теоретические знания не могут дать полной картины, к сожалению, в аудиториях учащиеся изучают одно, а в реальной жизни совсем другое. Выпускники приступят к работе без депрессий от непредсказуемых неожиданностей, так как хорошо знакомы с предприятием, коллективом, знают трудности своей работы, проблемы, существующие на селе. Для организации практик в хозяйствах потребуются подготовленные специалисты – наставники-руководители практик, которые обладают не только прекрасными профессиональными навыками, но и знают психологию, педагогику, методику. Эту проблему могут решить выпускники нашего учебного заведения, которые прошли соответствующую педагогическую подготовку. С этой целью в техникуме организуется подготовка по повышенному уровню: студенты-выпускники продолжают обучение на 5-м курсе, где изучают предметы педагогического профиля, в результате чего им присваивается квалификация техника со специализацией «Педагог профессионального обучения».
Большая роль в практико-ориентированном обучении отведена созданной в этом году маркетинговой службе. Маркетинг в Кинель-Черкасском сельскохозяйственном техникуме – это не только аналитическая деятельность, реклама, профориентация, информационно-консультационные услуги, но и налаживание и поддержание продуктивной связи с хозяйствами, комплектование группы, которая будет заниматься по новой системе подготовки, целевое закрепление на местах и, наконец, обеспечение рабочими местами. И небольшие успехи уже есть. Наша идея заинтересовала многих руководителей хозяйств, они готовы к тесным партнерским отношениям на взаимно выгодных условиях.
Задуманный в учебном заведении эксперимент по переходу на практико-ориентированную систему подготовки позволит решить комплекс задач: создаст условия для закрепления специалистов на селе, позволит более качественно обучать студентов, осуществляя подготовку педагогов – специалистов-руководителей практик, с использованием новых технологий через компьютеризацию и интернет-образование.
В.А.СВЕТАЛКИН, директор Кинель-Черкасского сельскохозяйственного техникума
Комментарии