Сегодня гость «УГ» – продюсер Владилен Владиленович Арсеньев, известный зрителю по сериалам «Каменская», «Дальнобойщики», «Баязет»… Член президиума Национальной академии киноискусств и наук России, вице-президент Евразийской академии телевидения и радио. И… большой друг нашей газеты! «УГ» он знает давно и, как выяснилось, очень хорошо.
Так случилось, что газету выписывала много лет подряд моя мама, – вспоминает Владилен Владиленович. – Мама была учительницей начальной школы, бабушка – тоже, только литературы. Ну и я читал «УГ». А потом, когда сам стал журналистом, служил в «Известиях», в вашей газете работали мои друзья. Один из них, Давид Мдивани, стал со временем собственным корреспондентом «УГ» в Грузии. Мы, помнится, учились на одном курсе в Тбилисском государственном университете…
– Владилен Владиленович, вы по-прежнему поддерживаете связь с Грузией?
– Вы сами прекрасно знаете, как это сложно сегодня. Многие тбилисцы теперь постоянно живут в Москве. Тот же Давид Мдивани работает в кино, пишет сценарии. Недавно канал «Россия» показывал сериал «Эксперты» с его участием.
– А как язык? Не забывается?
– Хотя живу в Москве уже с 1975 года, стараюсь не забывать грузинский язык. Приглашаю в свои проекты грузинских кинематографистов. У них, как известно, прекрасная киношкола, замечательные мастера. Жаль, что давно не был в городе, в котором вырос. Может быть, в этом году получится…
– Профессия «продюсер кино» для многих, особенно для молодежи, остается довольно загадочной. В чем же ее суть? Только ли в добывании средств на съемки?
– И это тоже. Это даже очень необходимая составляющая работы продюсера! Без денег кино не состоится. Но пример лучших наших кинопродюсеров показывает, что они, как правило, люди творческие. Сами придумывают проекты, разрабатывают на стадии сценариев вместе с драматургами сюжеты, линии основных героев. А потом собирают режиссеров, операторов, художников, актеров. Я стараюсь от них не отставать.
– Как вам, если не секрет, это удается?
– В этом нет никакой тайны! Практически все сериалы, если это были не экранизации литературных произведений, я придумал сам.
– А влияние кризиса, которым каждый день нас пугает пресса?
– Кризис, который сейчас случился, уверен, многое и многих расставит по местам. Хорошие продюсеры, надеюсь, останутся в кинематографе…
– Мне доводилось встречаться с людьми кино. Послушать их, так получается: кинематограф испытывает острые финансовые трудности. Действительно ли все так плохо?
– Да, не скрою: проблемы большие. Если в 2008 году было снято около 200 художественных фильмов, то теперь, полагаю, их будет в разы меньше! Доделывают начатое в прошлом году. А потом, если положение не изменится, премьер какое-то время может и вовсе не быть. Разумеется, многие большие мастера кино – Никита Михалков (сейчас он работает над лентой «Утомленные солнцем-2»), Карен Шахназаров, Владимир Наумов, Владимир Меньшов, Павел Чухрай и другие – делают все возможное, чтобы привлечь внимание властей к проблемам отечественного кинематографа. И жаль, если случится остановка…
– А, кстати, что у вас? Что с вашими проектами? Как работается в кризисное время?
– Тяжело, конечно. Но все-таки завершаю работу над сериалом «Лето Индиго» – к слову, это детский сериал, и над художественным фильмом «Око за око» нашего замечательного режиссера Геннадия Ивановича Полоки. Он, как вы помните, снимал «Интервенцию», «Возвращение броненосца» и знаменитую «Республику ШКИД». Новые проекты тоже есть: летом начнем снимать. Но для кинематографистов удача – дело особенное! Редко кто скажет вам, какой фильм или сериал он начинает снимать. Главное: заявки мои одобрили, деньги дают, рассчитывают на то, что сериалы получатся хорошие. Впрочем, плохие я и не делал!..
– Но вот одна особенность, которую я подметил: вы, обладатель «Золотого орла», отчего-то часто рисковали с режиссерами-дебютантами, а ряд актеров – ныне всем известные Владислав Галкин, Александр Дедюшко, Дмитрий Нагиев, Сергей Маховиков, Ярослав Бойко, Маргарита Шубина – именно у вас стартовали на пути к звездной славе…
– Так, чтобы их совсем никто не знал, сказать нельзя. Дмитрий Нагиев, к примеру, был ведущим популярной в Петербурге юмористической передачи, снялся в небольшой, но яркой роли в фильме «Чистилище». Другое дело, что сериал «Каменская» раскрыл во всем блеске его актерское дарование. Владислав Галкин еще в детстве сыграл Гекльберри Финна. Но в «Дальнобойщиках» действительно получилось очень здорово! И Александр Дедюшко, трагически погибший больше года назад, только в свои 38 лет смог показать, что он умеет, в сериалах «Оперативный псевдоним» и «Сармат». Пожалуй, одного Сергея Маховикова я изначально знал куда лучше, чем других. В то время он снимался мало, больше выступал с концертами – прекрасно исполнял баллады собственного сочинения! «Сармат» и «Слепой», к которым я имел прямое отношение, всем показали, какой он хороший, мощный актер. Ярослава же Бойко я вел с маленькой роли в «Каменской» через «Дальнобойщиков», «Дронго» – к главной роли в сериале «Неотложка». Так мне удалось создать ансамбль с ним и прекрасной актрисой Маргаритой Шубиной. Я всегда радуюсь, когда риск оправдывается…
– Но, согласитесь, ведь проще снимать уже раскрученных актеров?
– Да и мне говорили: да ты что, зачем? Бери, знаешь ли, вот эту звезду или же эту! И режиссеры тоже, бывало, сомневались, не понимали. Но я считал: должна же быть справедливость в конце-то концов! Не все же одним и тем же, одним и тем же!.. Я вообще считаю, что по большому счету у нас хороших актеров больше, чем хороших режиссеров. Может быть, поэтому и с режиссерами-дебютантами рисковал, когда вдруг находил единомышленников.
– Известно, что долгое время вы были директором Международного детского кинофестиваля в «Артеке». Видимо, именно поэтому и взялись за редкий жанр в современном отечественном кино – за детский сериал «Лето Индиго»? Признайтесь, это ностальгия?
– Признаюсь. Кстати, у меня был замечательный учитель – Станислав Иосифович Ростоцкий («Доживем до понедельника»). Он был по-настоящему обеспокоен тем, как нелепо и глупо в новой России строится воспитательная работа, говорил, что детским кино надо заниматься людям искренним, добрым. Они есть, но им труднее других. «Лето Индиго» – это полуфантастическая история, случившаяся на берегу Черного моря в детском лагере. Снимал режиссер Александр Павловский, создавший в свое время «Зеленый фургон». Надеюсь, получится не хуже, чем «Приключения Электроника»…
– А какими бы вы хотели видеть своих дочерей?
– Хорошими, щедрыми, смелыми и справедливыми. Хочется одного – чтобы повезло им в жизни. И чтобы помнили: надо бороться и искать, найти и не сдаваться. Как бы ни было трудно. И любить Россию всем сердцем и душой!
– Владилен Владиленович, заключительный вопрос. Вы отказывались когда-нибудь снимать что-либо по принципиальным соображениям?
– Водится за мной такое. Я отказался снимать «Бригаду», поэму о бандитах, отказался снимать «Штрафбат» – полное вранье о войне. Вредные, считаю, сериалы. К счастью, не один я так считаю.
Сергей ЛЕБЕДЕВ
Комментарии