search
main
0

“Без денег человек бездельник” Интегрированный урок истории-экономики. 5-й класс

Интегрированный урок (история и экономика) с элементами игры – 5-й кл.
Тема: Из истории денег.
Оборудование: оформленная доска, карточки с заданиями на закрепление, иллюстрации.
Категории: обмен, бартер, товар, “вещевые деньги”, нумизматика (выписаны на доске).
Опережающее задание к уроку:
1) Какие денежные единицы применялись на Руси?
2) От чего произошли их названия?
3) Каким было содержание этих единиц?
Ход урока
Игра “В гостях у первобытных племен”.
Сегодня мы будем говорить о деньгах. Для этого давайте перенесемся на много тысяч лет назад – к первобытным людям. Предположим, что все мы оказались в гостях у различных племен (ученики делятся на 3 группы).
На доске:
ПЛЕМЕНА

Все они нуждаются и в бревнах, и в соли, и в железе.
Задание классу: помогите этим племенам совершить обмен. Ученики предлагают свои варианты, которые выписываются на доске, например:
10 бревен = 1 мешку соли = 1 куску железа.
Вопросы: Легко ли установить пропорции обмена? (Нет, довольно сложно).
Что общего между 10 бревнами, мешком соли и куском железа?
(Ребята предлагают различные варианты ответов).
В каком случае данный обмен будет справедлив? (Если на заготовку бревен, добычу соли и железа затрачено равное количество труда).
У бревен, соли, железа есть еще одно общее – они являются ТОВАРОМ, т.е. предназначены для ОБМЕНА.
Задание классу: подумаем, какими свойствами обладает товар, варианты ответов кратко обсуждаются, необходимое выписывается на доске и в тетрадях:
а) приносит пользу, б) создан трудом, в) можно обменять, г) имеет стоимость.
Мы побывали в гостях всего у трех племен, но со временем их становилось все больше и больше, разнообразнее стали товары, предназначенные для обмена (это пример БАРТЕРА). Постепенно выделились группы товаров, с которыми сравнивали стоимости (ценности) других товаров.
Примеры с демонстрацией иллюстраций (выписано на доске):
ВЕЩЕВЫЕ ДЕНЬГИ –

– в Древней Греции и Риме – крупный рогатый скот;
– на Руси – шкурки белок, лис, куниц, соболей;
– в Монголии – чай, в Китае – бронзовые колокольчики;
– в Азии и Африке – ракушки.
Много минуло веков, прежде чем благородные металлы – золото и серебро – вытеснили вещевые деньги.
Задание классу: как вы думаете, почему победили металлы? В чем их достоинства, есть ли недостатки?
После обсуждения выделяем главное:
а) металлы не портятся, их можно хранить (в отличие от вещевых денег);
б) куски металлов можно сделать равными по массе (а следовательно, и ценности);
в) металлы делимы;
г) они занимают меньше места, чем некоторые виды вещевых денег;
д) недостаток – необходимо проверять их подлинность, взвешивать; монеты из золота и серебра достаточно тяжелые.
Поэтому на смену металлическим деньгам пришли бумажные. Впервые они появились в Китае в VIII веке, а в России – в конце XVIII века. Бумажные и металлические деньги существуют и сейчас, мы пользуемся и теми, и другими.
Вопрос: какие денежные единицы существуют в наше время и какие уже не используются?
Деньги могут очень много рассказать о прошлом стран и народов. Существует интересная наука о монетах – нумизматика, ею занимаются как нумизматы-любители, так и ученые.
Задание для обсуждения: Что, на ваш взгляд, значат деньги в жизни человека? После обсуждения останавливаемся на двух точках зрения:
1. Деньги – это все! (Аргумент: на них можно купить много нужных вещей).
2. Деньги – зло. (Аргумент: из-за них люди могут стать жадными, скупыми, ссорятся, воюют).
Вопрос: все ли можно купить за деньги? После краткого обсуждения делаем вывод: нет, т.к. нельзя купить здоровье, счастье, любовь, дружбу и т.д.
Итог: чтобы правильно ответить на вопрос о роли денег, нужно понять их место в жизни людей. Деньги требуют уважения к себе не потому, что дают силу и власть над другими людьми, а потому что с их помощью оцениваются труд человека, стоимость товаров. Деньги требуют бережного отношения, но нельзя путать это со скупостью, так же как и щедрость – с расточительством.
Домашнее задание:
1-й вариант. Объясните экономический смысл пословицы “Без денег человек бездельник”. Запишите пословицы о деньгах, подумайте об их содержании.
2-й вариант. Приведите примеры литературных героев, героев сказок, которых отличали щедрость, расточительство, скупость, умелое, рачительное отношение к деньгам.
Ирина ФЕДОРОВА,
учитель истории и экономики средней школы N 1
Сясьстрой,
Волховский район,
Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте