search
main
0

Без цели и средств. Исполнение указов превращается из осмысленной идеи в идею фикс

Подводить итоги непросто, поэтому Институт образования НИУ ВШЭ решил выбирать тематику заключительного в 2013-2014 учебном году семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования» коллективно. По итогам электронного опроса наиболее интересной для слушателей темой оказалась реформа педагогического образования. Второе место заняла разработка и реализация концепции развития дополнительного образования. На почетном третьем месте разместилась традиционная тема реализации в регионах майских указов Президента РФ. Примкнула к тройке лидеров проблема наметившегося консервативного поворота в образовании.

Последняя тема вызвала оживление в аудитории и диаметрально противоположные высказывания. В частности, директор московского центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский отметил, что сегодня мы, вероятно, не до конца понимаем, что имеется в виду под словом «консервативный». Зачастую мы относимся к нему негативно. По сути, под консерватизмом может пониматься всего лишь способ передачи культурных образцов. Совсем другое дело то, что сегодня происходит в сознании чиновников от образования. В то время как образовательная политика максимально регионализирована, все острее встает проблема административной компетенции тех, кто пытается руководить образованием, хотя новый Закон «Об образовании в РФ» этого и не предполагает. А чиновники порой, не зная этого закона, начинают устанавливать свой порядок и свои уровни контроля.Директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин отметил, что, возможно, причины консервативного поворота в образовании лежат не только во вне, но и в самом педагогическом сообществе. Усталость от реформ, от слов, которые большинству не очень поняты, от имитации – это беда современного образовательного сообщества.Впрочем, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин подчеркнул, что текущие реформы принесли в целом большую пользу, поскольку остановили «люмпенизацию учительства», открыли ряд возможностей, которых не было у педагогов прежде.О том, что сейчас происходит в области повышения зарплат педагогов как одного из требований майских указов, рассказал директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России Григорий Андрущак. По итогам 2013 года во всех регионах заработная плата педагогических работников повысилась, причем во многих более чем на 40%. Уже в текущем году прирост зарплат отмечается в объеме 20-25%.Однако именно в 2013 году, по словам Григория Андрущака, произошло то, чего все опасались, – увеличение доли фонда оплаты труда педагогических работников по каждому уровню образования в общих расходах на образование с 35-37% на 10 процентных пунктов. И в ближайшие 5-7 лет эта повышенная нагрузка сохранится.Понятно, что далеко не все проблемы в области заработной платы решены: например, нужно обязательно увеличивать базовую часть. Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отметила, что сегодня разброс в значениях базового оклада по регионам находится в пределах от 2300 до 18 тысяч рублей. Последнее значение приходится на Санкт-Петербург. И подобная разница вызывает серьезную озабоченность.Начальник Департамента среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области Людмила Веснина выделила и другую проблему. По ее словам, сегодня в регионе 248 педагогов, на которых не распространилось повышение заработной платы, – это мастера производственного обучения, воспитатели, методисты, педагоги-психологи. Они уже сегодня ощущают значительный разрыв в зарплатах с теми, кто попал под действие реформ. Похожая проблема может привести регионы и к потере ценных управленческих кадров,  у руководителей просто не будет стимула работать, если их оплата труда будет почти такой же, как и у персонала, которым они управляют.Григорий Андрущак согласился с тем, что еще есть сферы, в которых надо искать решения. К тому же, по его словам, ситуация в регионах разная, но в целом позитивная. Так, в прошлом году ФОТ работников системы образования по всем уровням составил около 900 млрд рублей, в этом году он будет больше триллиона рублей. Однако, как отметил Григорий Андрущак, все понимают, что те значительные средства, которые регионы смогут высвободить на зарплатные нужды через внутреннюю экономию, не панацея, уже сейчас можно отметить, что эти возможности будут постепенно сокращаться. Нельзя все деньги направлять только на зарплату.Начальник Департамента общего образования Томской области Александр Щипков подчеркнул, что в регионе уже сейчас приходится серьезно ужимать расходы. Это связано с тем, что здесь уже проявились те тенденции, о которых ранее говорилось как о перспективных. В частности, он отметил, что в ближайшие пять лет количество детей школьного возраста в области увеличится на 24%. Уже сейчас порядка 35% детей учатся во вторую смену, в свете введения ФГОС это становится еще более серьезной проблемой. Вероятно, значительная часть региональных ресурсов будет расходоваться на ее решение.Что касается оплаты труда, то, по словам Александра Щипкова, сегодня в регионе складывается ситуация, когда муниципалитеты вынуждены тратить все больше и больше средств только на зарплату педагогов, а это весьма осложняется дифференциацией условий, в которых находятся муниципалитеты.В целом, как отметили присутствовавшие, то, что прозвучало из регионов, кажется достаточно тревожным, поскольку порой получается, что исполнение указов президента превращается из инструмента существования системы образования в цель ее существования с управленческой точки зрения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте