Цель тренинга: расширение правового пространства.
Задачи: 1. Пополнение знаний о правах детей.2. Выявление взаимосвязей прав и потребностей.3. Выяснение степени реализации прав детей в обществе.4. Определение областей практического применения данных знаний.Участники: учащиеся 6-7-х классов, педагог-тренер, уполномоченный по правам ребенка в школе.Время: 40 минут.Для мероприятия необходимо приготовить:1. Выдержки из Конвенции о правах ребенка.2. Карманные книжки «Права ребенка».3. Список органов защиты прав ребенка.4. Маркеры – 4 штуки.5. Магниты.6. Скотч малярный.7. 5 листов ватмана.8. Лист – заготовка под картину.9. Импровизированный маяк (макет).10. Штатив и колокольчик со шнуром для рынды.11. Клей-карандаш – 10 штук.12. Ручки.13. Кораблики бумажные разных типов для групп. 14. Конверты с карточками-правами.15. Звуковоспроизводящий аппарат, музыкальные файлы «Море» и из кинофильма «Гардемарины, вперед!».16. Мел.17. Стулья по количеству участников.18. Столы по количеству групп.Основная работа проходит в кругу. Стулья для тренинга стоят по кругу, на каждом стуле бумажная фигурка кораблика, кораблики разных типов для деления на группы.1. Выработка правилТренер: Добрый день, уважаемые путешественники. Да-да, я предлагаю вам сегодня ненадолго представить себя мореплавателями и отправиться в путешествие по морям Прав ребенка. Лоцманом сегодняшнего плавания буду я. Чтобы наше путешествие было удачным, мы должны придерживаться некоторых правил работы в группе. Какие правила вы могли бы предложить? Педагог выписывает правила или изображает знаками на доске.2. Актуализация и постановка цели Тренер: Скажите, знаете ли вы, с каких слов начинаются статьи Декларации прав человека? (Ответы детей.) Верно: «Все люди имеют право…» А мы сегодня с вами поговорим о том, какие же права имеют все дети. И тема нашей деловой игры звучит так: «Каждый ребенок имеет право…».Давайте подумаем, какие цели мы можем сегодня перед собой поставить, говоря о правах? (Дети называют цели.)Я надеюсь, что каждый из вас сегодня пополнит знания о своих правах, мы выясним их связь с вашими потребностями, вы сможете поделиться с нами своими мыслями о возможности их реализации, и мы вместе подумаем о том, как эти знания применять на практике.3. Информационная частьТренер: А начать я хочу с небольшого рассказа. В США, в городе Нью-Йорке, на берегу реки Ист-Ривер расположено высокое и светлое здание. В солнечную погоду оно кажется легким, воздушным. Вечером, когда в его окнах зажигаются огни, оно напоминает маяк. А зачем нужен маяк? (Дети отвечают.) Давайте и мы зажжем свой маяк, чтобы не сбиться с пути (зажигаю маяк-макет). Здание, о котором я говорю, тоже маяк, но не для кораблей, а для всех государств нашей планеты. Здесь находится ООН – Организация Объединенных Наций. И она, как маяк, указывает всем народам Земли путь к миру, согласию и справедливости. Представители разных государств работают здесь, решая мировые проблемы, делая все, для того чтобы людям жилось лучше. Именно в этом здании 20 ноября 1989 года был принят закон, очень важный для всех детей, – Конвенция о правах ребенка.А какие еще документы, защищающие права человека, вам известны? (Дети отвечают.)Уточняю: Конвенция о правах ребенка, Конвенция о защите детей, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конституция РФ, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.Тренер задает вопросы, дети отвечают.Чем декларация отличается от конвенции?Какие права ребенка вам известны?А откуда вы можете узнать о своих правах?Кто защищает права ребенка?Приходилось ли вам обращаться к омбудсмену школы?Как изменилась ваша осведомленность в правовых вопросах с появлением уполномоченного по правам ребенка?Тренер: В настоящее время в России особое значение приобретает правовое просвещение подрастающего поколения. И в нашей стране, и в городе много внимания уделяют этому вопросу. В том числе и по этой причине в школе появилась должность уполномоченного по правам ребенка. На нашем мероприятии присутствует школьный уполномоченный, и он станет сегодня экспертом.4. Коммуникативный практикумТренер: А сейчас пришло время отправиться в наше путешествие. Удар в рынду.Тренер: Перед началом плавания я дам вам несколько инструкций.1. Ребята, представьте, что мы отплываем к новому континенту. Он сейчас необитаемый, поэтому, когда мы приедем, мы будем пионерами, основателями новой страны.2. Вы уже поделены на команды – малые группы, которые отличаются по цвету кораблей. Соберитесь в команды вокруг столов в своих кают-компаниях.3. Каждая группа получает конверт с карточками желаний и потребностей. Это вещи, которые вы берете с собой для жизни в новой стране. Помните, это то, что нужно вам для выживания и развития. Откройте конверты, выложите все карточки и изучите их. Звук моря.Необходимо добавить несколько пустых карточек и дать детям возможность прибавить несколько дополнительных вещей, которые, по их мнению, будут нужны им или им захочется их иметь.Тренер: Сначала путешествие очень приятное. Светит солнце, и море спокойное. Однако вдруг налетает большой шторм, и корабль раскачивается. Он почти тонет! Вы должны выбросить за борт три карточки, чтобы судно осталось на плаву. Вы должны решить, от чего избавиться. Помните, что позже вы не сможете получить назад эти вещи. В группах 2-3 минуты идет обсуждение. Необходимо собрать карточки, которые были «выброшены за борт», и положить их в одну стопку.Тренер: Наконец шторм заканчивается. Все облегченно вздыхают. Однако приходит метеорологическая сводка, что прямо на корабль идет ураган 5-й категории. Если вы хотите пережить ураган, вы должны выбросить за борт еще по три карточки! Помните: не выбрасывайте то, что вам еще понадобится для выживания в новой стране.Снова обсуждение. Как и раньше, необходимо собрать эти карточки и сложить их в отдельную стопку.Тренер: Мы были на волосок от гибели. Однако мы почти прибыли на новый континент. Все очень взволнованны. Но когда мы видим на горизонте землю, огромный кит врезается в наш корабль и проделывает в борту дыру. Вы должны сделать судно еще более легким! Выбросите еще три карточки.Группы обсуждают, выбрать карточки уже совсем трудно. Необходимо собрать и сложить карточки в стопку.Тренер: Наконец-то мы в целости и сохранности прибыли на новый континент и готовы построить новую страну. Группы, наклейте оставшиеся карточки на лист бумаги так, чтобы все могли запомнить, что они привезли с собой на новый континент. Есть ли у вас все, что надо для выживания? Для нормального роста и развития? Можете написать сами одну вещь на пустую карточку.5. Демонстрация продукта трудаТренер: А теперь я снова приглашаю всех в большой круг, каждая группа, вывесив свой лист на доску, расскажет нам, что она привезла с собой на новую землю и какими правами обладает при наличии этих вещей.После выступления каждой группы тренер задает вопросы:1-й группе: – Как вы решили, без чего вы можете обойтись? – Что было главным? – Что вам понравилось в этой игре?2-й группе: – Были ли некоторые решения трудными? Какие?- Были ли в группе разногласия по поводу того, что оставить и что выбросить за борт? – Как вы разрешили эти разногласия?3-й группе: – У всех ли людей одинаковые потребности? – Что вы думаете о своем окончательном выборе? – Вы бы смогли выжить в новой стране? – Вы смогли бы нормально расти и развиваться?4-й группе: – Если бы вам пришлось играть в эту игру второй раз, выбросили бы вы какие-то другие вещи? – Что случится в этой новой стране, если у вас не будет… (выбрать одно из прав, которое дети взяли в первую очередь)? Тренер: Какой вывод мы с вами можем сделать из этой игры? (Права человека основаны на потребностях: вещах, которые необходимы каждому человеку для выживания, нормального роста и развития и достойной жизни. Все права важны и взаимосвязаны.)И теперь мне хочется спросить (дети отвечают, обсуждаем):- У вас сейчас в вашей жизни есть то, что вам нужно для выживания?- У вас есть то, что вам требуется для роста и развития?- Реализуются ли действительно ваши права в нашей стране, в школе?- Какие ваши права были реализованы в нашей игре?Давайте спросим, что думает по этому поводу наш гость – уполномоченный по правам ребенка. (Выступление уполномоченного по правам ребенка.)Видите, оказывается, всем нужны все права человека! Некоторые необходимы, чтобы выжить: еда, медицинская помощь, чистая вода и крыша над головой. Другие нужны, чтобы хорошо жить и развиваться. Только выживать недостаточно. Это принципиально, что важны все права, они взаимозависимы. А еще очень важно знать свои права, чтобы уметь ими пользоваться, применять их на практике. Только зная свои права, ты можешь рассчитывать на их защиту. Вы согласны с этим? Это верно!Поэтому с огромным желанием помочь вам в этом и с благодарностью за активную работу я хочу подарить вам эти маленькие, но очень весомые книжки – «Перечень основных прав ребенка», а также список органов защиты, в которые вы и ваши родители могут обратиться в случае нарушения ваших прав. Пусть они станут для вас своеобразной навигационной картой в океане правового пространства.6. РефлексияТренер: А еще на память о нашем путешествии пусть останется вот эта картина. На нее мы поместим наши кораблики, на которых продолжим фразу «Каждый ребенок имеет ПРАВО на…» (дети пишут свои идеи на корабликах). Пусть ваши корабли смело бороздят просторы океана ваших прав, пусть на пути не будет шторма и не встречается акул, пусть рядом будут те, кто готов прийти к вам на помощь, но и сами будьте смелыми и настойчивыми, помните, что нет прав без обязанностей, и потому маяком для вас пусть будет ваша совесть.Еще раз спасибо вам за работу, теперь я уверена, что вы знаете о том, что «Все дети имеют право…». Давайте друг другу поаплодируем. Отправляйте свои корабли в плавание, а я прощаюсь с вами. (Ребята вывешивают на картину свои кораблики.)Звучит музыка из кинофильма «Гардемарины, вперед!».Прим. ред. Карточки и Перечень основных прав ребенка можно скачать с сайта «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1109. Наталья КРИКУНЕНКО, заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии средней школы №7 Ставрополя
Комментарии