search
main
0

Без барьеров. Вот такие они волшебные, космические, очень ранимые, хрупкие… дети

В Детско-юношеском центре Петрозаводска прошел Фестиваль интегрированного творчества. Фестиваль – итог проекта «Безбарьерное детство». Проект осуществлял юниорский союз «Дорога» на средства, выделенные Министерством здравоохранения и социального развития Карелии. В рамках проекта разрабатывались и внедрялись новые методики социальной адаптации детей с проблемами здоровья и развития через творчество. В фестивале участвовали интегрированные творческие коллективы из Петрозаводска, поселка Лоухи, городов Кондопога и Сортавала. Опыт безбарьерного творчества был представлен в ходе серии мастер-классов и презентаций.

– Основной аудиторией стали специалисты из школ и садиков Карелии, в которых есть коррекционные группы, пришли сотрудники Центра психолого-медико-социального сопровождения Петрозаводска и Центра диагностики и консультирования, – рассказала о составе участников встречи руководитель проекта «Безбарьерное детство» Наталья Никулина.Фестиваль открылся спектаклем, совместно подготовленным интегрированными детскими и молодежными театральными коллективами Карелии в течение целой недели. Проект предоставил им возможность встретиться в Петрозаводске и несколько дней поработать вместе. Под руководством театральной студии «Росток» подростки поставили совместный спектакль по сказке Андерсена «Дикие лебеди». Поддержку совместной творческой постановке особых театров оказал проект «Арт-прорыв», реализуемый педагогическим отрядом «Параллели» на средства президентского гранта, выделенного по линии общества «Знание».- Меня поразил этот спектакль! – сказала одна из участниц семинара, педагог коррекционной школы Петрозаводска. – Среди участников театральной студии были выпускники и нашей школы. Некоторые учителя, может быть, впервые увидели своих учеников в роли актеров…Новые направления работы после спектакля представила студия «Творим вместе», которая поддерживает семьи, воспитывающие детей с аутизмом. Деятельность студии была высоко оценена российскими экспертами из фонда Натальи Водяновой «Обнаженные сердца». Двум добровольцам студии было предоставлено право пройти обучение по международной программе «Ранняя пташка», которая помогает семьям детей с аутизмом, недавно узнавшим о диагнозе своего ребенка. Мария Сибелева и Елена Хренникова рассказали о курсе занятий по программе «Ранняя пташка». Как пояснили Мария и Елена, список семей уже сформирован. Одно из основных требований к мамам и папам, участвующим в программе, – это принятие диагноза ребенка и настрой на сотрудничество.- Мы не должны работать с тем, чтобы родители приняли диагноз, мы учим пап и мам конкретным навыкам, важным для развития ребенка и жизни семьи, – пояснила Мария Сибелева, педагог «Стангрит-центра» и волонтер студии «Творим вместе», которая уже не первый год работает с детьми разного возраста и потребностей.Елена Хренникова рассказала, что в этом году ее девятилетний сын пошел в первый класс. Первое, что ей пришлось сделать как маме ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), – преодолеть свое одиночество и отыскать семьи с похожими проблемами.- Когда понимаешь, что ты не одинок, что есть еще люди, у которых похожие проблемы, их можно обсудить и начать решать, появляются силы. Поэтому я согласилась участвовать в программе и помогать другим. Основной совет родителям – ищите информацию, специалистов и единомышленников.Руководитель студии «Творим вместе» Наталья Никулина представила участникам встречи итоги краудфандингового проекта, в рамках которого были собраны средства на организацию собственного производства коммуникативных пособий для детей, испытывающих затруднения в речевом общении. Коммуникативные книги и карточки PECS получили учителя и воспитатели школ и детсадов Петрозаводска. Многие из них просили не один, а несколько комплектов на учебное заведение, чтобы поделиться ими с коллегами.Кстати, пособия уже активно используют петрозаводские семьи, воспитывающие детей с аутизмом. Коммуникативные карточки и книги также будут полезны и детям с другими проблемами коммуникации. О собственном опыте работы с карточками на семинаре рассказала мама неговорящего трехлетнего мальчика с РАС, для которого использование карточек оказалось одним из способов расширить свой словарный запас и стимулом к говорению. Именно такой формат выступления оказался интересным для всех присутствовавших и стимулировал педагогов задавать вопросы и узнавать особенности детей.Завершилась встреча творческим занятием, которое провела педагог и волонтер студии «Творим вместе» Анна Антонова. Работать с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС), – дело непростое. Но, по отзывам родителей, известно, что мальчики и девочки на занятиях Анны не скучают.- С такими детками я работаю уже больше пяти лет, и, конечно, есть чем поделиться. Учителям и воспитателям я рискну дать совет – будьте искренними, детей не обмануть. Не бойтесь быть дурашливой, смешной, не бойтесь показать себя настоящей, старайтесь прожить занятие, растворитесь в нем, – говорит Анна Антонова. – Наблюдайте, все время наблюдайте, ловите взгляд ребенка и особенно то, на что он отвлекся. Запоминайте! В следующий раз он вряд ли так отреагирует, но можно зацепить взгляд другого. Это очень важно – поймать внимание и попробовать за это малюсенькое время дать ребенку информацию. Какие приемы использую я? Свечку зажигаю, выключаю свет и свечу фонариком, включаю музыку, беру гитару и пропеваю сказку, веселый танец с движениями (можно изображать животных). Да, обязательно нужны прикосновения – ласковые, ненавязчивые, можно погладить руку, ушко, спинку, полежать рядом, прямо на коврике. Не старайтесь следовать плану, который подготовили, с этими ребятками план редко срабатывает. Нужны просто заготовки для переключения внимания. Так, отлично работают веселые пальчиковые игры, песенки. Наблюдайте за детьми и идите за ними, они сами построят занятие, – только помогите им, чуть направьте. Разговаривайте негромко, без резких движений и звуков. Это можно, но только когда уже есть контакт с ребенком и вы для него привычный. Вы поймете это сами по его взгляду, по поведению, он захочет сам прикоснуться к вам, заглянет в глаза. Когда даете задание, сразу не ждите выполнения, лучше еще раз повторить его через 5-10 минут. Скорее всего ребенок его тогда услышит. Таким детям нужно чуть больше времени для обработки информации. На следующем занятии еще раз дайте такое задание, «дети дождя» любят знакомое. Я, например, заметила, что второй раз кукольную сказку ребята смотрят уже с большим интересом и даже потом показывают сами. Иногда вам будет казаться, что вас никто не слышит и занятие прошло впустую… Но, поверьте, это не так. Дети все слышат, даже когда вы видите, что они отвлекаются, рисуют, играют, продолжайте им показывать сказку, петь песню, читать. Я уже привыкла показывать сказку сама себе, это даже весело! А потом родители рассказывают – пришел ребенок домой и все, что было на занятии, изобразил. Вот такие они волшебные, космические, очень ранимые, хрупкие, открытые и ждущие, понятливые, одним словом – дети.Своим мнением о прошедшем семинаре поделились его участники.МнениеСергей СТАНГРИТ, музыкальный терапевт, педагог, руководитель «Стангрит-центра», Петрозаводск:- Действительно, тема аутизма все более широко обсуждается и в СМИ, и на различных форумах, конференциях и конгрессах. Одну из причин, по-видимому, можно найти в статистике: таких детей рождается все больше и больше. И все больший круг людей вовлечен в судьбы этих детей.Мария СИБЕЛЕВА, педагог «Стангрит-центра», Петрозаводск:- Важно как можно раньше заметить странности в поведении своего ребенка и показать его специалистам. Малыш может специфично реагировать на громкие звуки, бояться прикосновений, не искать контакта с окружающими взрослыми. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем раньше можно начать работать и предотвратить вторичные поведенческие проблемы. Программа «Ранняя пташка» лично мне помогла глубже разобраться в проблемах аутизма. Мне было полезно узнать о разных методиках помощи, например, таких как PEKS, поведенческая терапия. На своих музыкальных занятиях с детьми с РАС мы стали использовать больше наглядности, и это, правда, работает! Используем с некоторыми детьми карточки PEKS c музыкальными инструментами, очень выручает. Главный совет педагогам – перестать говорить! Наша привычка оречевлять совершенно не подходит в работе с детьми с РАС. Говорить мало, позитивно окрашенно. Использовать зрительную поддержку – жесты, картинки.Молодой педагог, учитель коррекционной школы, Петрозаводск:- Особенно важно для наших педагогов слышать, что особые дети тоже люди. Они могут чувствовать, у них есть свои желания и потребности. И они имеют право быть счастливыми, так же как любой человек в мире. На втором году работы я поняла, почему не приживаются у нас разные методики, – потому что нет основы – признания равноценности личности любого человека. Те из наших педагогов, кто пришел, они ищут, желают познавать новые способы общения с особыми детьми, понимают, что что-то не так в их работе, хоть и не признают это вслух. Это начало больших изменений. Новые методики и все остальное постепенно будут приживаться одновременно с признанием, что ребенок с аутизмом – личность. Уже нет другого пути, все так или иначе движутся в этом направлении.Петрозаводск, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте