search
main
0

Бесстрастные ценности Нужно ли мировоззрение сегодняшнему школьнику

В области школьного образования мы сегодня пожинаем плоды того, что сами “посеяли”, когда начали реформирование его системы, выведя “за скобки” задачу формирования мировоззрения, а точнее, отказав ей “в статусе” фактора воспитательного процесса. Тогда казалось, что все недостатки прошлого коренятся в политизации, идеологизации образования, а потому главное – это освободить его от мировоззренческой ангажированности (имелся в виду марксизм) и сделать его “чистым” образованием, ориентированным в первую очередь на обучение. Отбросив базирующуюся на марксизме идеологию, мы заменили ее “бесстрастными” ценностями рыночной экономики, т.е. просто другой идеологией – идеологией общества свободной конкуренции, имеющей собственные мировоззренческие догмы. Думаю, что в борьбе за деидеологизацию образования “с водой был выплеснут и ребенок”, в результате чего учебный процесс (и соответственно процесс воспитания) лишился того стержня, который задается принятой обществом системой духовных и гражданских ценностей, нормами существующего права, целями социально-экономического развития. А именно эти его векторы “работают” на формирование индивидуальности, личности, гражданина.
Как система представлений человека о мире и своем месте в нем мировоззрение является очень значимым фактором формирования его самосознания, а значит, личности. “Только мировоззрение дает человеку сознание своего места в мире, и тем самым “почву” в жизни, возможность выйти из себя самого, оставаясь вместе с тем самим собой”, – писал С.И.Гессен. Добавим, что благодаря именно мировоззрению мир становится для человека предметом познания и практического освоения. Поэтому даже те, кто пытается поставить себя вне мировоззренческих установок, на деле оказываются в плену иллюзий, потому что становятся или приверженцами какого-либо другого, отличного от наиболее распространенного и принятого в обществе типа мировоззрения, или сознательно обрекают себя на социальное одиночество, исключение из жизни своего народа и своей страны. Могут возразить: пусть так, но, может, это меньшая потеря для молодого человека, чем идеологизация его сознания, начинающаяся со школьной парты, как это имело место ранее?
Но тут следует заметить, что мировоззрение – это не идеология, хотя, бесспорно, эти понятия сопрягаются. (И то, и другое своей целью имеет включение подрастающего поколения в общество, в систему существующих государственных институтов). Ибо идеология – это как бы “отвердевшее” в догматике мировоззрение, мировоззрение, утратившее личностный характер. Идеология в первую очередь выражает интересы определенных социальных групп, движений, партий. А мировоззрение – это духовная среда человека, его “внутреннее Я”, и в этом смысле форма выражения его личного бытия. “Существо мировоззрения, – процитируем еще раз Гессена, – заключается в том, что оно связывает культурно-творческую деятельность человека с последним иррациональным корнем его живой личности. Именно эта связь и пропадает в идеологии. Идеология есть не что иное, как обезличенное мировоззрение”.
Но мировоззрение есть фактор не только индивидуального самосознания, в не меньшей степени оно есть фактор самосознания эпохи: выражая состояние исторически определенного времени, оно характеризует целые периоды жизни человечества, и в этом смысле есть составляющая культуры в целом. Вот почему оно есть необходимое основание образования. В качестве такового мировоззрение образует тот культурный контекст, вне которого, как показывает опыт, полноценное образование невозможно уже просто потому, что лишается своего “цементирующего состава”, ведь мировоззрение (особенно сегодня, в условиях растущей дифференциации наук) образует то основание, без “заземления” на которое оно “рассыпается” на отдельные, частные знания. Не говоря уже о том, что вне культурно-мировоззренческого контекста образование лишается своего экзистенциального содержания. Поэтому в отрыве от мировоззренческих ориентаций невозможно и полноценное, т.е. отвечающее социальным ожиданиям, воспитание, ведь в таком случае из него выхолащивается социально-гражданское содержание, связанное с установкой на то, что В.В.Зеньковский называл “вкусом к социальной деятельности в соответствии с общественным идеалом”.
Вот почему одна из главных задач школьного образования заключается в том, чтобы сформировать у учащегося способность к мировоззренческому видению мира.
В соответствии с приведенными выше доводами обозначу ситуацию, как она видится на сегодняшний день.
Во-первых, в условиях постоянно ускоряющейся дифференциации наук мировоззрение выполняет роль объективного основания для “единения” различных учебных дисциплин в необходимое целое. И это справедливо не только в отношении естественно-научного, но и гуманитарного знания. Если мы будем пренебрегать этим, образование утратит систематический характер, а учащийся “потонет” в море фактов, познавательную ценность которых он будет определять сообразно своим собственным ориентациям.
Во-вторых, образование без обращения к личности учащегося, его мотивационным и нравственно-духовным устремлениям, фиксируемым мировоззреченскими установками, приобретает настолько формализованный характер, что появляется реальная угроза превращения его в процесс, обращенный “к никому”. Последнее значительно снижает эффект обучения, поскольку ребенок включается в процесс обучения весьма отстраненно, а полученные знания воспринимает, по образному выражению Макса Шелера, не как “естественный кожный покров”, а как “готовый костюм” (часто сшитый не по его меркам). Но главное, и это еще более печально, формализация процесса обучения утверждает взгляд на ученика исключительно как на “программируемый” компонент образовательной системы, объект различных педагогических манипуляций.
В-третьих, очевидно, что профессиональное участие человека в общественно полезном труде, к которому его готовит образование, невозможно без наличия определенной гражданской позиции, развитого правосознания, готовности следовать в социальном поведении принятым в обществе нормам общежития.
И наконец, решение обозначенных задач, связанных с включением в образовательный процесс мировоззренческих ориентаций, невозможно без сознательной установки учителя на их решение. И потому успех дела во многом зависит от педагогических способностей и личностных качеств педагога. В равной степени пагубно как навязывание определенных мировоззренческих ценностей (превращение последних в идеологические догматы), так и безразличие учителя к мировоззренческим вопросам. Его позицию следует определить не как нейтралитет, а как терпимость.
Таким образом, без преувеличения можно сказать, что мировоззрение есть одна из высших ценностей образования. Одновременно оно является его исходным культурным основанием, поскольку именно оно подготавливает молодое поколение к жизни в культуре, превращает его из “просто” человека в культурного человека.
Ирина СИЗЕМСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте