На базе Рязанского областного института развития образования при поддержке Партнерства «Сивитас-Россия», благотворительного Фонда «Сивитас», Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Федеральной академии повышения квалификации и подготовки работников образования, программы «Мозаика гражданского образования», Управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области состоялся семинар «Активные методы преподавания в гражданском образовании и активная школа». Его участниками стали 50 педагогов области. Занятия проводили тренеры партнерства «Сивитас-Россия»: Наталия Воскресенская, Андрей Иоффе, Анна Ивонина, Людмила Мостяева, Виктор Бутрин, Юрий Мостяев.
: «Имеют ли люди право на курение?» 7-й класс «Независимое расследование, посвященное новому государственному празднику Дню национального единства». 9-е классы (проводится за 2-3 недели до классного часа).
Обсуждались важнейшие проблемы современного гражданского образования, связанные как с содержанием обучения (проблемы реформы избирательной системы в России, основные аспекты геополитической самоидентификации, соотношение понятий «гражданское общество» и «правовое государство»), так и с методикой проведения занятий (стратегии преподавания и их использование в развитии гражданского образования, работа с текстами гимнов, качество образования и оценивание в общественных дисциплинах), а также с общими вопросами организации гражданского образования в образовательных учреждениях (основные модели и компоненты гражданского образования, типы школьной культуры). Изюминкой семинара стала презентация нового учебного пособия «Активная школа». Педагоги отметили, что данное направление в развитии гражданского образования – одно из перспективных. Причем свою заинтересованность проявили не только представители методического и административного корпуса, но и учителя общественных дисциплин.
В ходе дискуссий наиболее обсуждаемыми были следующие вопросы:
Как соотносятся понятия «активная школа» и «открытая образовательная среда»?
Где взять часы для гражданского образования? Как согласовать идеи гражданского образования с существующими нормативно-правовыми документами?
Как сочетается интерактивное обучение с подготовкой и проведением ЕГЭ?
Как проводить оценивание уровня подготовки учеников при использовании интерактивных стратегий?
Каковы алгоритмы проведения интерактивных занятий?
Участники отметили широкие возможности использования полученной информации. По мнению педагогов, прежде всего с материалами семинара будет интересно познакомиться всем их коллегам. Многие занятия, проведенные тренерами, можно рассматривать в качестве модельных и провести их со своими учениками. Вопросы, связанные с типами школьной культуры и организацией гражданского образования, станут предметом для обсуждения на педсоветах и методических объединениях учителей-предметников и администрации школ.
Учителя возвращались с новыми идеями: по организации занятий по граждановедению в своей школе, проведению педагогических советов по активной школе, участию в проекте «Гражданин», использованию методов и форм обучения граждановедению во внеурочное время, совершенствованию самоуправления в школе, внесению корректив в управление образовательным учреждением.
Предлагаем разработки занятий, подготовленных в ходе проведения семинара.
Классный час
«Должна ли молодежь служить в армии?»
Авторы: Е.Дрожжина – учитель истории Льговской школы; Г.Жигулина – учитель истории учебного хозяйства «Стенькино»; Е.Селезнева – учитель истории школы №7 г.Рязани; Л.Волкова -учитель истории школы №61 г.Рязани; Т.Курышкина – учитель истории школы №8 г.Рязани.
В результате занятия учащиеся смогут: выражать свое отношение к армии; обменяться мнениями по поводу службы в армии; проанализировать последствия отказа от службы в армии; получить знания о положении военнослужащего в армии; знать документы по этой теме; познакомиться с координатами государственных структур и общественных организаций, в которые можно обратиться по всем вопросам, касающимся службы в армии; осознать личную ответственность в принятии решения о службе в армии.
Опережающее задание:
1) провести социологический опрос среди сверстников и их родителей, людей старшего поколения;
2) пригласить работника военкомата, офицера в отставке.
Ход занятия
Эвристическая беседа.
Более 100 лет назад, в конце XIX в., Александр III сказал: «У России только два верных союзника: это Российская армия и флот».
О чем говорит данное высказывание? Как оно характеризует отношение к армии в то время?
Учащиеся могут отметить, что данное высказывание позволяет судить о высоком престиже армии и армейской службы в царской России, подчеркнуть значение армии для сохранения безопасности страны.
А каково отношение к армии в сегодняшнем российском обществе?
По каким явлениям можно судить о снижении престижа службы в армии?
Школьники могут сказать о неоднозначном отношении к армейской службе. О преобладании в СМИ и среди населения негативных мнений и оценок сегодняшних вооруженных сил. В качестве иллюстрации могут быть названы такие проявления негативного отношения, как анекдоты об армии, фильмы, в которых армейская служба показана с неприглядной стороны, статьи в газетах и журналах, репортажи в новостных программах о дедовщине, побегах из армии, создании таких общественных организаций, как «Союз солдатских матерей» и др., призванных защищать права солдат.
Выступает группа, имевшая опережающее задание и подготовившая анализ результатов опроса.
Постановка проблемы.
Коллективное обсуждение. Как бы вы определили основное противоречие сегодняшней ситуации с армией?
Учащиеся могут отметить следующее:
Почему так падает престиж армии в России?
Что должно измениться в нашей армии, чтобы солдаты могли спокойно служить, родители не боялись отпускать сыновей в армию, а государство и общество знали, что армия надежна?
В качестве итогового тезиса может быть сформулирован следующий:
С одной стороны, государство не может существовать без армии, а с другой – та армия, которой располагает сегодня наше государство, не вполне соответствует сегодняшнему дню.
Работа в группах.
Весь класс делится на 4 группы.
Задание группам: на основе документов (правовые источники, статьи из СМИ, интернета), примеров из жизни, интервью гостей (представитель военкомата и офицер в отставке) подберите максимум аргументов в защиту заданной позиции.
Каждая группа исследует свое направление:
1. Сторонники призывной службы в армии.
2. Сторонники альтернативной службы.
3. Сторонники службы по контракту.
4. Противники какой-либо службы в армии.
5. Эксперты.
Группа экспертов получает особое задание: разработать и озвучить критерии, по которым будут оцениваться выступления групп.
В ходе выполнения задания гости располагаются в разных частях аудитории и проводят консультации для желающих представителей групп. По окончании работы они присоединяются к экспертам.
Выступления групп.
Учитель сообщает, что не только эксперты будут проводить оценивание, но и другие группы должны будут назвать лучшую группу, объяснив, почему они так решили.
Слово группе экспертов
Их задача в ходе оценивания отметить все положительные качества, которые присутствовали в выступлении той или иной группы, и определить самое убедительное выступление.
Рефлексия занятия.
Учитель предлагает учащимся занять место в той группе, чью точку зрения он принял в ходе занятия.
Вопросы гостям занятия:
Что вам показалось наиболее интересным на занятии?
Что вас удивило?
Что из обсуждаемого возмутило?
С чем вы не согласились и почему?
Домашнее задание новым группам учащихся: подготовить выпуск «Боевого листка» на тему «Армия, которая нам нужна!».
Классный час: «Имеют ли люди право на курение?» 7-й класс
Авторы: Н.Ольгина – руководитель методобъединения учителей истории Захаровского района; Т.Степанчук -руководитель методобъединения учителей истории Рыбновского района; И.Баженова – учитель истории Рыбновской школы; Е.Андреева – зам.директора Перекальской школы Рыбновского района.
Ожидаемые результаты
Учащиеся смогут: определить свое отношение к курению; почувствовать личную ответственность за состояние своего здоровья и здоровья окружающих; обсудить влияние курения на состояние здоровья; рассмотреть правовой аспект курения.
Предварительная подготовка
Учащиеся разбиваются на группы для проведения социологического исследования (интервьюирования): старшеклассников; родителей; прохожих (на улице).
Примерные вопросы анкеты
1) Курите ли вы?
2) Почему?
3) Мешает ли это вашему здоровью?
4) Как вы думаете, легко ли отказаться от курения?
5) Существует ли право на курение?
6) Нужно ли вести борьбу с курением?
По итогам интервью учащиеся составляют небольшой отчет, оформляя результат в виде плаката, таблицы, диаграммы.
Учащиеся сообщают о результатах проведенного опроса. Учитель просит семиклассников по окончании выступлений групп сделать общий вывод об отношении к курению.
Учитель сообщает о динамике, характеризующей положение дел с курением в стране, регионе, поселке, школе. Кратко рассказывает о том, каковы последствия курения для здоровья курильщиков. Сообщает о принятии в ряде стран нормативных положений о запрете курения в общественных местах (в том числе в России), ограничении поступления на работу курильщиков и т.д. Вместе с учащимися формулирует главный вопрос урока: не нарушает ли это права человека?
Учащиеся получают задание, пользуясь международными и российскими документами в сфере защиты прав человека, подтвердить или опровергнуть утверждение о праве человека на курение. При этом две группы из четырех выступают адвокатами курильщиков (утверждают, что человек имеет такое право), две другие отстаивают точку зрения, что такого права человек не имеет.
Группы получают выдержки из следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Методический комментарий
Для того чтобы представление результатов работы групп не превратилось в односторонний и незаинтересованный отчет, необходимо объяснить процедуру работы.
Подведение итогов дискуссии
Учитель предлагает учащимся совместно обсудить способы борьбы с курением и принять правила здорового образа жизни для своего класса.
Рефлексия.
Учащимся предлагается занять позицию у шкалы мнений по вопросу: имеют ли люди право на курение?
Ответы: да, скорее да, не знаю, скорее нет, нет.
Учитель может прокомментировать итог как своеобразный срез мнений, который существует в классе.
Классный час «Независимое расследование, посвященное новому государственному празднику Дню национального единства». 9-е классы
Авторы: М.Петренко – учитель истории школы №62 г.Рязани; Н.Кривобокова – директор Милославской школы, учитель истории; В.Андрианов – учитель истории школы №61 г.Рязани; А.Беляков – методист Рязанского района.
Эпиграф
Мы должны любить все народности, как свою собственную.
В.Соловьев
После классного часа учащиеся смогут: анализировать исторические источники, материалы СМИ, посвященные новому государственному празднику; проводить социологический опрос; давать историческую справку о событиях, лежащих в основе этого праздника; задуматься о необходимости и важности национального единства; выпустить школьную стенгазету, посвященную данному празднику; организовать с учащимися других классов коллективное творческое дело «День национального единства»; иметь представление о специфике работы историка, социолога, журналиста.
Предварительная подготовка (проводится за 2-3 недели до классного часа).
Класс делится на группы экспертов: историки; краеведы; журналисты; социологи; художники.
1) На основе справочной литературы и исторических документов дать историческую справку о событиях, связанных с введением Дня национального единства.
2) Выяснить, имеют ли события Смутного времени и его прекращения связь с историей Рязанского края.
3) На основании публикаций в местных СМИ, собственных наблюдений подготовить статью о проблемах межнациональных отношений в городе, районе, школе, классе.
4) На основании самостоятельно разработанного опросного листа провести социологическое исследование среди учащихся школы, их родителей и педагогов по выяснению их отношения к новому празднику.
5) Разработать эскиз эмблемы праздника.
Ход классного часа
Учитель сообщает, что классный час будет результатом независимого расследования, которое провели учащиеся по поводу нового государственного праздника Дня национального единства.
Подведение итогов независимого расследования.
Учитель поочередно предоставляет слово экспертам. Предлагается создать школьную стенгазету.
В классе создается пресс-центр, который возглавляют по 1 представителю от группы. Именно эти учащиеся непосредственно работают с газетой: проводят обсуждение, где и в какой последовательности разместят материалы, как будет выглядеть эскиз газеты. Все остальные выполняют задание пресс-центра: оформляют на заданном объеме листа статьи, дорисовывают эмблему, заготавливают аппликацию и т.д.
Непосредственно «выпуск газеты», таким образом, будет недолгим, поскольку останется лишь собрать и распределить материал в соответствии с эскизом.
Рефлексия проходит в виде коллективного обсуждения способов презентации газеты перед коллективом школы.
!!! Авторы разработки отмечают, что такой классный час впишется в систему предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса, так как позволит им попробовать себя в различных профессиях, получить представление об особенностях профессиональной деятельности в социально-гуманитарной сфере (историки, краеведы, журналисты, художники, социологи).
Людмила МОСТЯЕВА, преподаватель Рязанского института развития образования
Окончание следует
Комментарии