Как начинающий педагог, я нахожусь в том положении, когда каждый урок для меня – это открытие. Мои ученики не перестают удивлять меня и поражать, не буду лукавить – не всегда это приятные впечатления, но во многих случаях это действительно опыт, который никогда не передать на лекциях по методике преподавания. Общение и взаимодействие с детьми в реальном времени, желание найти такие подходы и методы, чтобы каждому моему ученику нравился урок изобразительного искусства, заставляют быть предельно внимательным к мелочам, замечать реакцию детей на все свои действия, чувствовать их настроение и быть максимально мобильным.
Я работаю в начальной школе, и каждый класс особенный, к каждому необходимо найти свой подход. Чтобы понять, как добиться наилучшего результата и заинтересовать каждого ребенка, учителю необходимо 24 часа в сутки думать об уроках и анализировать уже проведенную работу. И даже в этом случае лучшее решение чаще всего приходит на уроке. Опираясь на свой опыт, я могу сказать, что даже один и тот же урок в каждой параллели проходит иначе. Допустим, я готовлю урок, и по ходу его проведения сами ученики своей реакцией подсказывают мне, где я допустила ошибки, и главное – вовремя поймать этот момент и сразу применить другой подход. В этом случае методически уроки становятся лучше и лучше. Но не только этому меня учат дети. Самое ценное, что я выяснила, – дети как зеркало: если я равнодушна – они тоже равнодушны, если я не улыбаюсь им и не ласкова с ними – я не дождусь от них улыбки, но если я искренне жду каждый класс, какие бы сложности нас ни подстерегали, их отношение ко мне становится другим. Во время первой рабочей недели никто из учеников не проявлял инициативу по отношению к уроку или к изобразительной деятельности, никто не проявлял желания помочь после урока с уборкой кабинета. Дети были достаточно сдержанны и скупы на эмоции, но постепенно с помощью разговоров и постоянной поддержки каждого ученика, оказания особого внимания проблемным ученикам, отрицания того, что кто-то из них уже имеет на себе ярлык хулигана, я пришла к гораздо более теплым отношениям. Спустя время, когда каждый урок является не просто образовательным процессом, а доброй встречей с изобразительной деятельностью, когда есть доверие и дети знают, что в случае неудачи их ждет поддержка и моя, и одноклассников, меняется и само отношение учеников к предмету – они стараются сделать хорошие работы, им важно услышать похвалу, они заинтересованы нашей совместной деятельностью. Я понимаю, что мы не просто учитель и ученики, мы команда. И главное в моей работе – довериться детям и идти в построении образовательного процесса не от себя и своих педагогических целей и замыслов, а от интересов и технических возможностей каждого класса. Ведь когда я ставлю им интересную и посильную задачу, с которой они могут справиться и увидеть результат своей работы сразу на уроке, они уверенно идут на урок, зная, что все получится. Любовь и уважение не даются просто так, авторитет нельзя получить только потому, что номинально ты учитель, а дети – ученики. Для этого нужно уметь учиться у детей, быть учеником самому. Если ученики не справились с заданием – это моя ошибка, если их поведение неидеально – это моя ошибка, если они не замотивированы заданием – значит, я неправильно его подаю. Учиться постоянно, учиться всему, быть беспощадно критичным по отношению к своей работе, пробовать снова и снова, пока не получишь желаемый результат. И в этом отношении дети очень искренны и откровенны, они реагируют правдиво на каждый момент урока. Они лучшие критики и судьи моего труда. Каждый урок они испытывают меня и проверяют, как я усвоила то, чему они меня научили, дают толчок для новых поисков.Я ученик, и я верю своим многочисленным учителям. И если они довольны мною – то это честно, это лучшая похвала, ради их довольных глаз, заинтересованных лиц и успешных работ стоит все время искать и ругать себя за каждый промах, работать над собой постоянно. И, как никому, я благодарна своим ученикам, которые ежедневно делают меня лучше, умнее, добрее, честнее. Они учат меня фантазировать, не стоять на месте ни секунды, находить неожиданные выходы и альтернативные решения. Они удивляют меня свободой мысли, тем, как легко и непринужденно находят многие решения проблемы, которая мне казалась неразрешимой. Мои маленькие учителя приводят меня в восторг, восхищают и поражают, и я надеюсь, что когда-нибудь это станет взаимным. Кристина ГНЕДОВА, учитель изо школы №1430 имени Героя Социалистического Труда Григория Кисунько, участница конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»
Комментарии