Высшее образование в России… Что же это такое? Откроем Википедию: «Высшее образование в России – часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». А теперь попробуем разобраться подробнее, соответствует ли действительность данному определению.
Пойдем с самого начала указанного выше определения. «Цель – обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров…» Углубимся в историю. Российская высшая школа уходит корнями в систему, построенную Советским Союзом, и эта система образования считалась одной из лучших в мире. Из этой системы вышло много ученых и инженеров различного профиля, которые легко могли найти рабочие места на многочисленных заводах и предприятиях, тогда еще работавших в полную силу. В вузах СССР учили учиться, требования к студентам были очень строгие, что приводило к приобретению высокого уровня подготовки выпускника, а затем было распределение по рабочим местам, в результате чего выпускник не терзался мыслью о поисках работы.Какова реальность сейчас? Не секрет, что российское высшее образование является калькой с советского, но применимо ли это в условиях сегодняшнего дня? В условиях, когда в России существует несметное количество вузов, как государственных, так и частных, на любой вкус, на любой кошелек, на любой уровень подготовки, и они ведь растут как грибы после дождя. О распределении выпускников по рабочим местам после защиты диплома и речи не идет ни в государственных вузах, ни в частных, коммерческих. И что же мы видим? Предложение существенно превысило спрос! Поступить в какой-нибудь частный крошечный вуз и получить высшее образование может абсолютно любой абитуриент, даже не напрягаясь. Будет ли уровень образования в таком вузе сравним с уровнем образования в вузах СССР? Будет ли выпускник обустроен на рабочем месте после окончания обучения, как это было тогда? Ответ очевиден. В итоге количество вузов растет, а количество образованных, квалифицированных кадров катастрофически падает. Двигаемся дальше по определению: «…по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства …» Стало быть, чтобы работать по этим основным направлениям общественно полезной деятельности, надо предварительно получить образование, квалификацию, соответствующие этим направлениям. А много ли студентов идет работать по специальности после окончания вуза? Распределения после окончания вуза нет, поэтому выпускник должен сам озаботиться поиском рабочего места, главное – не остаться без работы. Вот и получается: выучился на инженера – работаю менеджером в салоне сотовой связи; выучился на экономиста – работаю поваром в кафе.Ну и напоследок завершим наше исследование определения российского высшего образования на окончании фразы «…удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». А вот тут уже речь идет о нас, педагогах, преподавателях. Это именно мы ответственны за это самое «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном…». Я считаю, что преподаватель – это не профессия, это призвание. Преподавание – это процесс обучения не однонаправленный, а обоюдный: чему-то мы студентов учим, чему-то они учат нас. Есть разные преподаватели: те, о которых помнят всю жизнь, и те, лица которых стираются из памяти сразу после экзамена. Многие преподаватели любят свою профессию, им по душе это занятие, однако существует серьезная проблема, и это ни для кого это не секрет, – очень низкие зарплаты. Такова реальность. И стимулом работать порой является только любовь, искренняя любовь к своему делу, понимание, что именно здесь он нужен, именно здесь он принесет максимальную пользу и обеспечит студентов всем тем, о чем написано в определении. Кстати, а работа самого преподавателя считается полезной обществу, если вознаграждение за эту работу зачастую приравнено к вознаграждению дворника? Теперь поговорим о перспективах развития высшего образования в России. Честно говоря, сложно говорить о каких-то радужных перспективах, пока существуют указанные выше проблемы, однако я все же попробую это сделать. Конечно же, пока есть люди, искренне любящие свою работу, все можно исправить. Но одной любви мало – нужна помощь извне, поддержка от государства, финансирование на закупку нового оборудования, лабораторных стендов, новой учебно-методической литературы, ремонт обветшалых помещений, если требуется. Хочется верить, что именно так все и произойдет, и наша система высшего образования опять станет одной из лучших в мире. Екатерина ВЕТРОВА, старший преподаватель МАМИ, участница конкурса «Молодой преподаватель вуза»
Комментарии