Вышедшую в канун Дня Победы финальную часть трилогии Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Цитадель» кинокритики и блоггеры разнесли в пух и прах, как, впрочем, и предыдущий фильм того же автора. Каких обвинений в адрес режиссера только не звучало – и плохая режиссура, и неправдоподобный сюжет, и извращение исторических фактов, и, главное, оскорбление чувств ветеранов Великой Отечественной войны. Однако не все зрители согласны с таким категоричным вердиктом. Наш молодой автор, студентка журфака, попыталась взглянуть на картину непредвзято.
Мои ожидания увидеть нечто унылое и лишенное смысла, как намекали многочисленные авторы статей, не оправдались. Тому есть множество причин, и главная из них – в фильме действительно есть немало удачных моментов.Первое же, что обращает на себя внимание при просмотре картины, – шрифтовое начертание титров. Рубленые массивные буквы кажутся высеченными из огромных серых каменных глыб и удачно вписываются в контекст основной метафоры фильма. Цитадель, которая через несколько минут открывается глазу, такая же неприступная, с гладкими стенами и узкими бойницами, серая и холодная, по ней страшно даже скользнуть взглядом – не то что приблизиться. Но самодур-генерал в пьяном угаре праздника по случаю получения нового чина до того распаляется, что отдает безумный приказ: штрафной батальон, в котором воюет бывший комдив Котов, должен атаковать в лоб укрепленные позиции неприятеля.Штурм крепости здесь не столько рассказ о какой-либо ранее неизвестной операции в ходе войны, сколько масштабная метафора, что снимает с создателей фильма возможные обвинения в исторических огрехах. Цитадель – это и символ мощи противника, и символ препятствий, с которыми комдиву Котову пришлось столкнуться.Еще один блистательный эпизод – приезд уже оправданного Котова на его бывшую дачу. Вся семья Маруси вновь переживает высшую степень волнения, как это было в первом фильме, когда они увидели неожиданно вернувшегося Митю. Однако это не восторг возвращения к уже забытым ритуалам дореволюционной семьи… На их лицах – священный ужас перед восставшим из мертвых Котовым, олицетворением всего самого худшего в их жизни.Заслугой создателей картины я считаю и то, что в «Цитадели» нет однозначных героев. Каждая личность здесь дуальна. Да, в свое время Котов расстреливал священника, укрывавшего белых, травил газом непокорных тамбовских крестьян и без сомнения поступал в соответствии с приказами партии. Но в то же время он сам без оружия в руках, с теми же шансами быть убитым ведет на штурм плохо вооруженных, не подготовленных к бою людей, которых пригоняют к крепости, как скот на бойню.Конечно, меня тоже смутила справедливо замеченная критиками удивительная живучесть героев вопреки всем реальным обстоятельствам.Но мне кажется, что фильм получился. Каким? Противоречивым, как и любое кино о войне и о сложных взаимоотношениях людей, где подчас сочувствуешь далеко не героям. В сюжете «Цитадели» есть эпизоды, которые заметно слабее остальных, но тем самым они оттеняют эпизоды, сыгранные на пределе актерского мастерства. И если об этом фильме будут спорить, критиковать и хвалить одни и те же вещи одновременно, значит, он интересен.
Комментарии