search
main
0

Беспокойное хозяйство. Пожинаем плоды модернизации образования

Сергей Григорьевич АЛЕКСЕЕВ, министр образования Омской области, назначенный в начале июня, после интервью подарил мне букет роз. Дело было перед Днем учителя, и подарок он вручил, наверное, не столько мне, сколько уважаемой им «Учительской газете» и всем педагогам области. И все-таки много вы видели министров, подносящих цветы простым смертным? Впрочем, у него прекрасное чувство юмора при аналитическом уме и четкости мыслей.

– Сергей Григорьевич, вам досталось большое хозяйство, проблемное. Какой сегодня самый болезненный вопрос в современной системе образования Омской области? – Примерно в 1500  образовательных учреждениях различных типов, видов и форм работают более 66 тысяч человек, половина из которых непосредственно педагоги, то есть около 10 процентов всего работающего населения области. А если учитывать родителей и обучающихся, то каждый третий житель региона так или иначе является участником образовательного процесса. Самая серьезная проблема на сегодняшний день – обеспечение доступности дошкольного образования.  Дефицит мест в детских садах для детей от от 0 до 7 лет на начало октября – более 53 тысяч, из них  3-7-леток  более 13 тысяч, в Омске – свыше 11 тысяч. Но в семи муниципальных районах очередности детей от 3 до 7 лет в ДОУ уже нет. В рамках действующей областной целевой программы содействия развитию сети дошкольных учреждений в 2012 году за счет средств областного и местных бюджетов откроем не менее 3000 дополнительных мест, из них 2500 мест полного дня на базе  дошкольных и общеобразовательных учреждений, 100 мест полного дня для детей с ограниченными возможностями здоровья в государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 156 мест – на базе негосударственных дошкольных учреждений. Появятся 540 мест кратковременного пребывания. Вообще за три года реализации программы дополнительно создано около 7,5 тысячи мест. Но резерв ограничен, а потому без строительства мы не обойдемся. Понимая, что одномоментно в областном бюджете сумму в несколько миллиардов рублей не найти, мы видим выход в использовании механизма государственно-частного партнерства. Для этого  разрабатывается новая долгосрочная целевая программа, которая, по сути, станет гарантом для инвесторов, готовых строить детские сады. Еще одно важное направление, которым активно стали заниматься с середины этого года, – возврат используемых не по назначению детских садов в систему дошкольного образования с последующей их реконструкцией. Совместно с Министерством имущественных отношений Омской области провели мониторинг эксплуатации зданий типовых детских садов. Общее количество объектов, расположенных на территории Омска, около сотни. В настоящее время возвращены 4 здания, в них уже ведутся работы по восстановлению. В дальнейшем планируем возврат не менее 15 зданий на 2400 мест. – А что будет с малокомплектными школами?-  Мы сохраняем малокомплектные школы, закрыть такое образовательное учреждение, не посоветовавшись с жителями, не можем. Обеспечение соответствующего качества образования в таких школах  непростая задача. Методика оценки деятельности малокомплектной школы, как и региональная система оценки качества образования, в целом остается пока еще не до конца проработанной. Но созданные электронные базы данных различного уровня уже позволяют выполнить многоаспектный анализ деятельности каждой школы, сравнить ее с другими образовательными учреждениями. – С чего вы начали, заняв пост министра образования? – С анализа структуры и деятельности министерства. – Есть ли в регионе проблема с качеством подготовки педагогических кадров  и  как вы относитесь к идее слияния Омского педагогического университета с классическим? – Педагогический университет сейчас в большей степени ориентирован на предметную подготовку студента, а кроме этого нужна всесторонняя практика. У нас родилась идея создания трехуровневого педагогического кластера, которую поддерживает педагогическое и научное сообщества. Три замечательных педагогических  колледжа,  имеющих хорошую материально-техническую и кадровую базу, выпускают профессионалов-практиков. Главное преимущество в том, что колледжи  готовят сильных методистов, учителей, обладающих различными технологиями преподавания. Мы соединим профессиональную знаниево-предметную подготовку в вузах с психолого-методической подготовкой в колледжах и добавим  профильную педагогическую подготовку в школах. А объединять педагогический университет с классическим, считаю, нецелесообразно.- Удалось ли решить проблему с молодыми педагогами на селе? Чем вы их привлекаете?- Привлечь специалиста можно, только создав необходимые условия. Жилье и заработная плата – одни из важнейших условий, но, поверьте, далеко не всегда определяющие. Повышая стимулирующие выплаты молодым специалистам и создавая самые благоприятные условия в образовательных учреждениях, проблему омоложения педагогических кадров не решить. В сельском районе, где я в течение трех лет был главой, тоже были проблемы с жильем для молодых специалистов.  Поэтому мы компенсировали приехавшим работать педагогам аренду съемного жилья, а затем приняли принципиальное решение о строительстве в каждом поселении по одному социальному двухквартирному дому.В этом году в отрасль пришли работать 684 выпускника.  Теперь одна из главных кадровых задач в работе муниципальных органов управления образованием, администраций школ и других образовательных учреждений, куда пришла работать молодежь, – закрепить новых специалистов, помочь им профессионально совершенствоваться. Сегодня молодой учитель, приехав на село, получает подъемные, компенсацию на строительство жилья, может участвовать в программе льготной ипотеки. Впервые в этом году предусмотрены новые размеры выплаты на профессиональное развитие:  молодым специалистам, имеющим первую квалификационную категорию, – 30 тысяч рублей, имеющим высшую квалификационную категорию, – 50 тысяч. Кроме этого у каждого руководителя, заинтересованного в молодых кадрах, есть возможность доплачивать до 50 процентов прибавки к зарплате из стимулирующего фонда. Тем не менее я считаю, что объемы финансовой помощи пока небольшие, поэтому будем разрабатывать дополнительные меры, чтобы привлечь выпускников на село.  – А целевые направления не помогают?- Система целевого набора в том виде, в котором сегодня существует, не решает кадровой проблемы. – Вы кандидат педагогических наук, есть ли желание получить степень доктора наук? – Меня устраивает имеющаяся степень кандидата наук. Несомненно, научные знания, полученные в период работы над диссертацией, она у меня, кстати, по управлению в образовании, помогают мне в ежедневной работе. – Помните ли вы своих учителей?- До сих пор помню первую учительницу  Полину Антоновну Лебедеву, Татьяну Михайловну и Ивана Кузьмича Жарого, Зою Изотовну Безносенко, Ивана Михайловича Михайлицина, Нину Васильевну и Николая Евгеньевича Козловых, Раису Михайловну Варп. Все они во многом и определили мой профессиональный выбор. Учиться всегда очень хотел. До сих пор считаю, что моя Пологрудовская школа в Тарском районе  одна из лучших школ области. Поступил благодаря своим учителям  на исторический факультет в педагогическом институте с первого раза. Учился и получал  повышенную стипендию, был и секретарем факультетского комитета комсомола, и председателем  студсовета общежития. А еще мы с друзьями  первыми в Омске открыли хозрасчетную дискотеку. – Регулярное повышение заработной платы педагогам тем не менее вызывает их недовольство.  Основная претензия – недостаточность базовых окладов. Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация? – Зарплатой всегда недовольны. Особенно те, кто привык работать и получать зарплату по старой системе – не за результат, а за проведенные часы. Задайте этот вопрос тому, кто работает на результат,  он вполне прилично зарабатывает, потому что отраслевая система оплаты труда создала для такой ситуации условия. Однако у нее есть и недостатки. К ним я отношу прежде всего субъективный подход в распределении средств стимулирующего фонда и сложность в проведении оценки качества образовательных услуг из-за отсутствия в некоторых образовательных учреждениях четких критериев оценки профессиональной деятельности педагогических работников. Когда будут четко сформулированы критерии оценки  и результаты труда учителя на каждом уровне станут понятны ему самому,  родителю и ученику, тогда будет проще. Кстати, базовый оклад с сентября в регионе увеличен до 6280  рублей. Он, конечно, должен быть больше,  любой  учитель должен жить  достойно. С 1 сентября 2012 года размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей  муниципальных образовательных учреждений Омской области, реализующих общеобразовательные программы, увеличен до 22 тысяч рублей с учетом среднего показателя учебной нагрузки, сложившегося в регионе. – Как изменяется характер задач, стоящих перед руководителями образовательных учреждений, в условиях модернизации общего образования?- Модернизация системы общего образования дала многое. Мы изменили внутреннее содержание,  заменили во многом учебное оборудование. А вот внешний вид учреждений, их эстетика оставляют желать лучшего. На первый план в работе руководителя учебного заведения выходит грамотное управление финансовыми потоками, правильное выстраивание иерархии приоритетов, ведь за один год всего сделать невозможно. – Планируете ли как-то изменить работу Института развития образования? По мнению многих учителей,  он далек от народа, зачастую выбирает  неудобное время для учебы педагогов.- Я  не согласен, что Институт развития образования  далек от народа. Институт занимается не просто повышением квалификации учителей, он обеспечивает  научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовании. Наш ИРООО заслужил авторитет среди подобных вузов, и не только в Сибири. – Какие у вас ближайшие планы?- Еженедельно выезжать в муниципальные районы, посещая образовательные учреждения, встречаясь с их руководителями и педагогами, потому что, убежден, изучение ситуации на местах может эффективно влиять на принятие управленческих решений.Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте