Приближается пора всероссийских проверочных работ в 5-м классе, в том числе по такому важному и непростому предмету, как математика. Разумеется, и учителя-предметники, и родители учеников озабочены тем, как подготовить детей к успешному выполнению предстоящей работы. Здесь принципиально важно, чтобы подготовка к ВПР проходила по учебным пособиям, варианты которых соответствуют вариантам заданий демоверсии ВПР по математике и новым ФГОС. Таким изданием, несомненно, является учебное пособие «Всероссийская проверочная работа. Математика. 5 класс. Практикум по выполнению типовых заданий» Т.М.Ериной и М.Ю.Ериной, вышедшее в издательстве «Экзамен».
Все 20 вариантов проверочных работ, представленных в пособии, соответствуют начальному базовому уровню подготовки, который должен освоить каждый пятиклассник. Они включают задания из наиболее важных разделов курса математики 5-го класса, необходимых для дальнейшего изучения предмета и способствующих формированию математической грамотности каждого ученика. Важно, что в конце пособия имеются ответы к заданиям всех вариантов.Каждый вариант состоит из двух частей, включающих 9 заданий. На выполнение всей работы дается 60 минут: 30 минут на первую и столько же на вторую часть. Авторы предусмотрели возможность дифференцированного подхода к проверке знаний учащихся. Каждый ученик имеет возможность выбора одного из двух предложенных заданий с двойной нумерацией, например, 3.1 и 3.2. Ученик выбирает то из них, в котором он чувствует себя более уверенно. Это хорошо еще и потому, что дети в разных школах занимаются по разным учебникам, и возможность выбора задания позволяет использовать пособие практически всем учителям. Таких заданий пять из девяти в каждом варианте. Очень важно, что все текстовые задачи, включенные в работу (№2, 5 и 8), практической направленности, это так называемая реальная математика, то есть задачи, которые человеку приходится решать в реальной жизни. Задание №4, в котором нужно выбрать правильные утверждения, проверяет теоретические знания учащихся.Построение вариантов проверочных работ очень напоминает КИМы в формате ОГЭ. Это очень дальновидно, ведь ученики заранее привыкают к этой форме проверки знаний, и в дальнейшем, при прохождении государственной итоговой аттестации, дети не будут испытывать ни технических, ни психологических трудностей.Учителя могут использовать данное пособие как на уроках, например, при изучении новых тем программы, организации систематического повторения, так и для составления домашних заданий. Особенно успешно это можно осуществить при условии, когда экземпляр книги будет у каждого ученика.Например, при закреплении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» учитель может использовать задание 3.1. В классе решаются примеры из четырех первых нечетных вариантов (1, 3, 5, 7). Затем дается небольшая проверочная работа, в которой используются примеры из следующих шести нечетных вариантов, а на дом предлагаются задания 3.1 из четных вариантов.Особый интерес для развития логического мышления и геометрического воображения представляет задание №9. Учитель может, например, разобрать в классе задание 9 из варианта №2: «Считая, что длина клетки равна 1 см, начертите прямоугольник, периметр которого равен 22 см, а площадь равна 30 см2.. Укажите в ответе длины двух его соседних сторон». Повторив понятия периметра и площади прямоугольника, формулы для их вычисления, учитель объясняет, что решить такую задачу можно подбором, представив число «30» (значение площади прямоугольника) в виде всех возможных произведений двух множителей. 30 = 1*30 = 2*15 = 3*10 = 5*6. Остается проверить, сумма каких из полученных множителей равна полупериметру прямоугольника, то есть числу «11». Нетрудно догадаться, что это числа «5» и «6». Задание 9 из варианта №1 (или любого другого нечетного варианта) я бы вначале предложила детям как необязательное (дополнительное) домашнее задание. Даже если дети не справятся с ним дома, они придут на урок уже готовыми к обсуждению этой задачи, и тогда учителю проще будет навести их на мысль о том, что к заданной фигуре нужно добавить одну клеточку так, чтобы периметр уменьшился на 2 см. В процессе повторения всего курса 5-го класса учитель может провести несколько тренировочных работ практически по индивидуальным вариантам. Проверка не составит труда, так как ответы имеются ко всем заданиям. Ответственным родителям эта книга также может быть полезна. В марте – начале апреля в субботу или воскресенье усадите своего ребенка за письменный стол, предложите ему для решения один из вариантов пособия и в течение часа можете почитать хорошую книгу. Затем вам останется проверить, совпадают ли ответы, полученные ребенком, с теми, которые приведены в конце книги, и сделать вывод об уровне усвоения ребенком программы по математике. Если он правильно решил все 9 заданий, можете наградить его походом в кино или любимым тортиком. Если правильно выполненных заданий 7 или 8 – тоже неплохой результат, заслуживающий хотя бы морального поощрения. Если ваше чадо правильно решило 5-6 заданий, это уже повод задуматься о необходимости еще нескольких подобных тренировок, ну а если правильно выполнено 4 и менее заданий, значит, нужны систематические дополнительные занятия по «западающим» темам. И здесь данное пособие тоже окажется кстати в качестве бесплатного репетитора.Желаю родителям и учителям хороших результатов в подготовке учеников 5-го класса к Всероссийской проверочной работе по математике. А всем пятиклассникам – успехов в изучении самой замечательной, самой важной и самой красивой науки – математики! Искренне надеюсь, что предлагаемое пособие поможет вам в этом.Наталья БРЫКИНА, директор школы №8 им. С.П.Алексеева, учитель математики высшей категории, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» -2001, лауреат Премии Президента РФ в области образования, почетный работник общего образования, заслуженный работник образования Самарской области, г. Отрадный, Самарская область
Комментарии