Как известно, с внесением изменений в 55-ю статью Закона РФ «Об образовании» региональные власти получили возможность заменить натуральные льготы сельских учителей на денежные компенсации, а также самостоятельно устанавливать размер, порядок и условия их выплаты. При этом законодатели, не без нажима со стороны профсоюза, специально предусмотрели условие, что нормативные правовые акты, принимаемые в субъектах РФ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставлявшихся педагогам ранее. Что происходит с льготами учителей на самом деле, выяснил Общероссийский профсоюз образования.
Итоги мониторинга предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (по состоянию на 01.06.2011 г.)Информация о порядке и условиях предоставления льгот по оплате жилья, отопления и освещения педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на 1 июня 2011 года была получена от 66 (80%) субъектов Российской Федерации.Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусматривается, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений – устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств региональных бюджетов.В статье 3 указанного закона установлено, что нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.По информации региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, в 7 субъектах РФ после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ произошло снижение размера и объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогам (республики Алтай, Калмыкия и Коми, Ставропольский край, Воронежская и Ленинградская области).В Ленинградской области с 5 июля 2011 года действует областной закон №39-ОЗ «О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», в пункте 3 статьи 4 которого установлено, что ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется при условии, если совокупный доход семьи не превышает 30 тысяч рублей и среднедушевой доход на одного человека ниже 150% величины прожиточного минимума, установленной в Ленинградской области.Территориальный комитет межрегиональной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области, полагая, что подобные условия ограничивают права педагогических работников, обратился в областную прокуратуру с заявлением об отмене указанного положения закона.В Республике Алтай по действовавшим до 11 января 2011 года нормативным правовым актам сельские педагоги полностью были освобождены от оплаты за жилое помещение с отоплением и освещением. Централизованное отопление было полностью бесплатным, освещение рассчитывалось исходя из нормы 1,77 КВт на один квадратный метр общей площади жилья, также были утверждены по каждому муниципальному образованию нормы по отоплению. С 11 января 2011 года меры соцподдержки предусмотрены в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Компенсация расходов по освещению предусмотрена за 50 КВт в месяц, по отоплению – за 10 кубометров дров, по газовому отоплению – исходя из нормы 7 куб.м., а для двух северных районов – 14 куб. м. дров. Для жилья с централизованным отоплением компенсация предусмотрена в размере 100% от республиканского стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, что не покрывает фактических расходов большинства учителей. Для педагогов компенсация предоставляется на домовладение. При наличии у гражданина, а также у проживающих совместно с ним членов семьи права на меры социальной поддержки по нескольким основаниям поддержка предоставляется по одному из них на одно домовладение. Например, если в семье два педагога, компенсация предоставляется одному из них. Для большинства районов размер компенсации составляет в среднем 627 рублей. В Ставропольском крае до 1 января 2011 года меры социальной поддержки в части оплаты жилищно-коммунальных услуг предоставлялись следующим образом: топливо предоставлялось в натуральном виде в полном объеме бесплатно; одновременно производилась ежемесячная выплата в размере 546 рублей в соответствии с Законом Ставропольского края от 14.07.2008 № 45-кз «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности».С 1 января 2011 года топливо в натуральном виде не предоставляется; размер ежемесячной выплаты составил 582 рубля, при этом педагоги имеют право на получение денежной компенсации только в случае осуществления фактических расходов по оплате за жилые помещения, отопление и освещение. При превышении фактических расходов над установленным размером компенсации полное возмещение не производится. Если педагог проживает в жилом помещении не один, размер компенсации определяется с учетом фактически понесенных расходов из расчета на каждого получателя денежной компенсации. При этом фактические расходы делятся на количество всех проживающих граждан. Например, фактическая оплата за проживание и освещение за май 2011 года составила 370 рублей, в жилом помещении проживает 5 человек, из них право на денежную компенсацию имеют двое. Размер предоставленной денежной компенсации на двоих составил: 370:5×2 = 148 рублей вместо компенсации, определенной из расчета установленного предельного размера 582×2 = 1164 руб.Большое число педагогов обратилось в Ставропольский краевой суд с заявлениями об оспаривании Закона Ставропольского края от 28.02.2011 № 13-кз, считая, что нормы закона нарушают их права и противоречат федеральному законодательству.Решением Ставропольского краевого суда от 16 июня 2011 года были признаны недействующими со дня принятия пункты 2 и 3 статьи 2, часть 1, часть 2 статьи 3 Закона Ставропольского края от 28.02.2011 № 13-кз «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений отопления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», а также Методика расчета стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного человека в месяц.В Воронежской области 12 января 2011 года департаментом труда и социального развития был издан приказ №20/ОД, в соответствии с которым льгота по освещению распространяется только на осветительные приборы, расход электроэнергии на другие цели должен оплачиваться в полном объеме. По ранее действовавшим областным законам льгота по освещению предоставлялась в размере 100% фактически произведенных расходов электроэнергии.В 12 субъектах РФ имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержки перед сельскими педагогами: Воронежская, Иркутская области, республики Алтай, Коми, Калмыкия, Башкортостан, Кабардино-Балкарская Республика, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Пермский и Забайкальский края. При этом: – в Воронежской области размер долга за период с 1994 по 2004 год составляет 150 миллионов рублей, начиная с 2005 года задолженности нет;- в Иркутской области в ряде районов сохраняется задолженность за предыдущие годы;- в Республике Алтай задолженность по всем муниципальным образованиям за 2009 и 2010 год;- в Республике Калмыкия фактически льготы не предоставляются работникам государственных образовательных учреждений с 1 августа 2010 года, работникам муниципальных учреждений – с 1 ноября 2010 года; – в Республике Башкортостан задолженность перед педагогическими работниками составляет 75 миллионов рублей; – в Республика Татарстан есть задолженность за январь-май 2011 года в Зеленодольском муниципальном районе (республиканский комитет профсоюза в связи с этим обратился к прокурору Татарстана);- в Республике Тыва меры социальной поддержки в 2011 году не предоставляются;- в Республике Удмуртия задолженность в ряде районов за 2-3 месяца;- в Пермском крае задолженность в 5 районах.В 10 субъектах РФ не сохранились меры социальной поддержки для педагогических работников:- с учетом членов семьи (Амурская, Орловская, Калининградская, Ленинградская, Ростовская области, республики Алтай, Калмыкия, Тыва);- для педагогических работников, перешедших на пенсию (Республика Ингушетия, Красноярский край).В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» по поручению заместителя председателя Правительства РФ А.Д. Жукова в соответствии с предложением Общероссийского профсоюза образования создана рабочая группа по вопросам социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), состав которой утвержден приказом Минобрнауки России №205 от 18.02.2011 г.В рабочую группу поступили обращения Алтайской и Калмыцкой республиканских организаций профсоюза о том, что в нарушение ст. 3 указанного Федерального закона в этих регионах значительно снижен объем мер социальной поддержки, предоставляемых сельским педагогам. В связи с этим заместитель министра образования и науки РФ М.В. Дулинов, сопредседатель рабочей группы, направил в Генеральную прокуратуру России письмо от 08.07.2011 г. №МД-896/03 с просьбой провести проверки соответствия нормативных правовых актов республик Алтай и Калмыкия федеральному законодательству, а также проверить информацию о массовых нарушениях прав педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности в указанных субъектах РФ.В письме первого заместителя Генерального прокурора РФ А.Э. Буксмана от 20.07.2011 г. в адрес заместителя министра было сообщено, что прокурорам республик Алтай и Калмыкия поручено организовать такую проверку и принять соответствующие меры при наличии к тому оснований, одновременно исполнение поручения взято под контроль Генеральной прокуратурой Российской Федерации.Организациям профсоюза необходимо предпринимать активные действия (обращения в прокуратуру, в суды) по фактам нарушения прав сельских педагогов на меры социальной поддержки и в случае необходимости обращаться в рабочую группу с целью получения соответствующей поддержки.
Комментарии