search
main
0

Беспилотнику тоже нужен ас

Как малая авиация завоевывает сердца

Компания «Мобильное электронное образование» готовит востребованных специалистов к широкому спектру запросов рынка труда, среди которых одну из ведущих позиций сегодня занимает беспилотная авиация. Уже больше пяти лет МЭО учит детей и взрослых программировать и пилотировать дроны, а с 2023 года еще и помогает педагогам начать развиваться в этой сфере. Какие задачи стоят сегодня перед Лигой малых авиаторов – площадкой для учеников и педагогов, занимающихся разными направлениями малой авиации?

 

Практики применения БПЛА успешно реализуются в различных отраслях экономики России: сельском хозяйстве, строительстве, кадастровых работах и геологоразведке, природопользовании. Быстрорастущая индустрия беспилотных авиационных систем нуждается в подготовке большого количества квалифицированных кадров по обучению, созданию, программированию, пилотированию, эксплуатации и обслуживанию БАС, их применению в различных отраслях народного хозяйства. Проблема, требующая быстрого решения, заключается в крайне небольшом количестве образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за подготовку таких кадров, предоставив необходимый уровень образования.

Во многих регионах России уже начали реализовывать стратегию развития беспилотников, которая была принята летом 2023 года. В Тольятти запущено строительство первого в России завода по выпуску грузовых дронов. В Новосибирске специалисты разработали беспилотный летательный аппарат грузоподъемностью до 100 кг, причем по большей части за счет компонентов местного производства. В Астрахани запустили производство FPV-дронов. А в Москве по просьбе Минобороны РФ ГБУ «Жилищник» формирует штат операторов беспилотников и ищет на работу сотрудников, которые будут управлять коптерами.

Согласно стратегии развития беспилотной авиации планируется внедрить образовательные модули по подготовке специалистов в области БПЛА, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим. Еще до этой инициативы, принятой государством, в некоторых школах на уроках по начальной военной подготовке, ОБЖ и технологии учителя начали включать элементы ознакомительного материала по БПЛА.

Изменения, которые с 2024 года затронут школы и колледжи страны, охватят наиболее активных педагогов. В планах Минпросвещения оснастить школы и учреждения СПО до 2030 года беспилотными летательными аппаратами и авиационными системами. 17 октября 2023 года в Минпросвещения был принят соответствующий проект. В документе прописан порядок распределения субсидий между регионами для покрытия расходов на реализацию региональных проектов в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы».

Предполагается, что за шесть лет – с 2024 по 2030 год – БАС будут обеспечены почти пять тысяч школ и свыше трехсот учреждений среднего профессионального образования. А до этого в Минпросвещения анонсировали введение новой специальности «эксплуатация беспилотных авиационных систем» в перечень профессий среднего профессионального образования.

В феврале 2023 года МЭО дало старт обучающему курсу по программированию дронов, он стал еще одним в череде направлений подготовки по федеральному проекту «Код будущего», ведущими провайдерами которого мы сегодня являемся.

А уже в начале весны 2023 года в компании начала работать Лига малых авиаторов – цифровая площадка для педагогов и детей, которые занимаются разными направлениями малой авиации. Лига малых авиаторов объединяет сразу четыре дивизиона: программистов, педагогов, пилотов и киберспортсменов. Одна из задач лиги – объединение учителей и обучающихся, создание условий для коммуникации, взаимодействия и партнерства.

Лига малых авиаторов – это союз специалистов сферы беспилотной авиации, в котором каждый участник может раскрыть свои профессиональные компетенции в области малой авиации – от пилотирования до программирования. Цель лиги – создание коммуникационной площадки для педагогов и учащихся, а также бизнес-среды, где каждый участник занимается разными направлениями малой авиации на основе цифровых технологий, включая беспилотные воздушные судна и дроны.

Лига малых авиаторов уже сейчас может внести существенный вклад в развитие соответствующих отраслей в российской экономике. Курсы лиги рассчитаны на педагогов, которые планируют преподавать дисциплины, связанные с пилотированием и программированием БПЛА, а также увлеченных детей и взрослых.

Пространство лиги решает сразу несколько задач. Во-первых, это разработка и тиражирование образовательных программ, направленных на формирование у школьников и студентов профессиональных компетенций, которые востребованы в малой беспилотной авиации. Во-вторых, поощрение педагогов, реализующих образовательные программы по пилотированию и программированию дронов. В-третьих, отбор и продвижение одаренной молодежи, интересующейся видеоиграми в жанре авиасимуляторов и их программированием. В-четвертых, создание российской научно-практической дискуссионной площадки для выявления трендов в отечественной авиации, ее цифровой трансформации, а также для знакомства новых поколений с профессиями будущего в беспилотной авиации.

Каждый дивизион лиги подразделяется на несколько уровней: бронзовый, серебряный, золотой и платиновый. Бронзовый уровень подразумевает начальный этап освоения БПЛА. Для педагогов на этом уровне, например, важно знание малой авиации, а вот на платиновом они уже должны уметь проявлять себя в профессиональном сообществе педагогов малой авиации. Для участников дивизиона киберспортсменов все уровни включают в себя турниры. На бронзовом их ждут мини-турниры по авиасимуляторам, дальше два турнира на мобильных платформах, а на платиновом уровне уже компьютерный турнир.

Сейчас лига реализует шесть образовательных программ, направленных на все четыре целевые аудитории дивизионов, по два направления для каждого. Образовательные программы делятся по тематике на две: программирование и пилотирование дронов. Но различаются у каждой целевой группы сложностью уровня и направленностью, педагогов, например, учат не только программировать и управлять БПЛА, но и преподавать в этой области. Программа, рассчитанная на детей, имеет базовый уровень и знакомит с основами. А программа для взрослых рассчитана на тех, кто интересуется новыми технологиями, фотографией и видеографией.

Обе программы для педагогов рассчитаны на тех людей, которые хотят освоить новую профессию в сфере беспилотных систем, преподавать востребованное направление в IT-среде и внести свой вклад в подготовку кадров отечественной отрасли программирования летательных систем. Обучение состоит из четырех модулей, которые в зависимости от направления программы включают в себя разные темы: это знакомство с квадрокоптерами как с техническими системами, а также с нормативными документами, регламентирующими деятельность педагога ДПО, введение в программирование на языке Python, имитационное моделирование, изучение виртуального полета.

Навыки, которые получит будущий педагог, станут основой для преподавания дисциплин, связанных с программированием и пилотированием беспилотников. Среди них можно выделить самые значимые: создание полетных заданий и установка маршрутов автономного передвижения квадрокоптеров, знание основ аэронавигации, аэродинамики, метеорологии, разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы по программированию БПЛА, знание основ проектной деятельности с элементами пилотирования дронов, организация досуговой деятельности ребят в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы при создании полетных заданий и маршрутов автономного передвижения квадрокоптеров.

Программы для детей рассчитаны на участников от 12 лет. Предполагается, что ребенок, который пойдет обучаться по одной из двух программ, будет интересоваться робототехникой, программированием, уметь работать за компьютером. Результатом обучения на курсах станут умение писать программы начального уровня на языке Python, навык применения Python в управлении квадрокоптером, а также понимание, как выполнить техобслуживание БАС и оценить обстановку в районе выполнения полетов.

А главной особенностью курса по пилотированию дронов для взрослых является то, что участники будут иметь возможность практиковаться вживую на открытых полигонах.

Все программы содержат теоретическую и практическую части, где есть аттестация и выполнение итоговой работы. Но преимущества у программ для каждой целевой аудитории разные. Для учителей это прежде всего получение удостоверения о повышении квалификации и вступление в крупнейшее комьюнити педагогов России в сфере БПЛА для обмена знаниями и опытом, выстраивания деловых связей в профессиональной среде. Для детей – получение сертификата дополнительного образования, который станет хорошим подспорьем для будущей профессии, и, конечно, потрясающая возможность связать свою будущую карьеру с перспективной отраслью. А для взрослых это шанс сменить профессию, приблизиться к мечте и получить возможность принять участие в соревнованиях федерального масштаба, где можно продемонстрировать свои навыки и таланты.

 

Александр КОНДАКОВ, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», д. п. н., член-корреспондент РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте