«Расставить все по-новому!» Под таким девизом в городе Боровичи Новгородской области, в гостеприимных стенах школы №8, прошла вторая межрегиональная общественно-педагогическая акция «Учительский субботник». Инициатива его проведения исходила снизу – от Союза творческих учителей города Боровичи и неформального объединения педагогов, связанных участием в региональных профессиональных конкурсах (новгородском, вологодском и московском), а также во Всероссийском конкурсе «Учитель года».
Для создания неформальной, но вместе с тем рабочей атмосферы был выбран формат субботника, под знаменами которого исторически добровольно собирались инициативные люди и безвозмездно выполняли общественно полезную работу в сверхурочное время. В нашем случае все принимали участие в интеллектуальном труде. В первый год мы руководствовались девизом «Смахнем пыль!» – с педагогических трудов, идей, методик, технологий, а в этом задались целью «Расставить все по-новому!». На субботник собрались многочисленные делегации учителей из Пестовского, Окуловского, Валдайского районов, а также из Великого Новгорода и соседнего Смоленска во главе с руководителями управлений образования.К нам, неравнодушным, приехали блестящие учителя из Череповца, Великого Новгорода и Москвы, чтобы рассказать о том, как формировать разносторонне развитую личность, используя современные педагогические подходы и преломляя эти знания через свой предмет. Невероятно точной и меткой оказалась мысль Ивана Сергеевича Колечкина, учителя географии, окружающего мира и экономики московского детского воспитательно-образовательного комплекса «Пенаты», о том, что знания современного школьника сформированы в отдельных папочках, как на рабочем столе компьютера. Приходя на конкретный урок, ученик извлекает знания из отдельной папки, а уходя с урока, помещает их обратно. Связи между отдельными папочками не возникает. Москву на нашем субботнике представляла также Полина Леонидовна Смородинова, учитель мировой художественной культуры гимназии №1519, которая заставила нас задуматься о том, как нужно преподавать искусство в школе. В очередной раз мы испытали радость встречи с Владимиром Владимировичем Кружаловым, учителем истории и обществознания центра образования №686 «Класс-центр». В своем уроке «Поговорим о дефинициях» он обратил наше внимание на то, как формируются понятия, как можно извлекать ценную и важную информацию из очевидных и простых вещей, явлений, быть рациональным и последовательным в своих действиях и добиваться заветной цели.Интересно о, казалось бы, обычном рассказывали вологодские учителя. Александра Владимировна Адяева-Никитина, учитель русского языка и литературы школы №12 города Череповца, на своем сценическом уроке учила внимательно относиться к мелочам, которые составляют невесомое кружево литературного стиля автора, однако подтекст очень важен для понимания произведения. С уверенностью можно сказать, что мы научились читать по-новому.А Людмила Александровна Смирнова, учитель информатики той же школы, на своем сценическом уроке «Почему 1 и 0 покорили мир» научила всех считать по-новому! Информатику тема двоичного кодирования информации кажется элементарной, но вряд ли это же можно сказать об учителях других предметов. Людмила Александровна не развенчивала никаких мифов, но с большим задором заставила всех включиться в работу и создала модель обработки компьютером двоичного кода.Невероятно актуально в контексте нашего события прозвучал урок «Остромирово Евангелие» учителя русского языка и литературы школы №14 Великого Новгорода Ирины Львовны Шанаевой. Филолог говорила о культурно и исторически значимых древнейших памятниках письменности. Вот что написала Ирина Львовна перед отъездом нам на память: «Встреча в Боровичах – это всегда встреча друзей, единомышленников, именно здесь приходит понимание того, что ты не один и что новые идеи нужны людям. И если завтра в класс придет учитель, которому захочется переставить что-то в уроке, сделать что-то не традиционно, а по-новому, если перед учениками предстанет не обремененный заботами, несколько угрюмый, всегда серьезный педагог, а человек улыбающийся, яркий, легкий, то миссию учительского субботника можно считать выполненной».Свое искреннее отношение к нашему событию можно увидеть в живых строчках Александры Владимировны Адяевой-Никитиной: «На удивительном мероприятии посчастливилось побывать нам в дни осенних каникул в городе Боровичи. Осень на улице, а в зале какая-то по-весеннему теплая обстановка. Все улыбаются, поддерживают друг друга. А мастер-классы и уроки?! Как связать понятие «дефиниция» и обыкновенный стул, как на апельсинах продемонстрировать считывание информации компьютером, как в буквице показать красоту родного города, как поражение обратить в победу и как разрешить конфликт несколькими способами? Все это по плечу педагогам-волшебникам из Москвы, Новгорода, Череповца. Время пролетело незаметно. Уезжать не хотелось. Еще бы немного общения, песен под гитару, прогулок по городу. Так что, Боровичи, ждите нас в следующем году!»Конечно, ждем, уже скучаем, уже пробуем включить в свои уроки то, что тронуло нас, не оставило равнодушными и что заставило поменять свой взгляд на существующие вещи и помогло в чем-то измениться самому! Об этом свидетельствуют записи учителей в книге отзывов, а также отметки, сделанные на картах самоопределения.Мы приготовили две одинаковые карты-плаката. Одну повесили на входе, другую – на выходе, чтобы каждый участник мог показать свое «местонахождение» на старте и на финише мероприятия. На карте были острова Радости, Усталости, Безразличия, Инноваций, Успеха, море Безнадеги, хребты Знаний, пики Профессионализма, реки Вдохновения и множество других эмоционально-географических объектов. На выходе огромное количество участников оказались на островах Успеха, Инноваций, Радости, были и такие, которые покорили пик Профессионализма и поднялись на хребет Знаний, многих несли к заветной цели волны реки Вдохновения. А что же дети? Они принимали непосредственное участие в субботнике и также поделились своими впечатлениями: «Было интересно слушать, отвечать на вопросы. Узнал очень много нового!», «Мне очень понравилась преподнесенная информация и то, как учитель вел урок, использование интерактивной доски. Это самый потрясающий урок истории в моей жизни!» Что желали дети учителям? «Я хочу пожелать дальнейших успехов в работе. Побольше учеников, которые станут очень умными и талантливыми, а самое главное, будут благодарны за ваш труд!», «Спасибо вам огромное! Вы очень хороший учитель, и мне очень жаль, что вы не из нашего города и что мы больше с вами никогда не увидимся!», «Вы по-другому смотрите на предмет, с вами очень интересно работать. Хотелось бы пожелать вам успехов и отдачи от учеников». Не остались дети равнодушными и к организаторам, им они посвятили такие строки: «Спасибо, что предоставили такую возможность», «Хотелось бы побольше таких уроков!»Наверное, это самая важная оценка всех наших трудов, начинаний, исканий, взлетов, падений и озарений. Все они ради того, чтобы помочь ребенку, вступающему в наш сложный мир, занять свое место и не уставать учиться всю жизнь. Значит, не зря мы сомневаемся, спорим, рассуждаем, соглашаемся и встречаемся, чтобы задать вопросы и найти на них ответы. Значит, быть субботникам и новым девизам! А почему бы не выбрать на сей раз такой: «Не будем сорить!»?Ждем на наш третий учительский субботник всех, кто смотрит с нами в одном направлении!Людмила ИВАНОВА, учитель изобразительного искусства и черчения средней школы №8 с углубленным изучением математики и английского языка города Боровичи Новгородской области, руководитель городского Союза творческих учителей
Комментарии