Есть в Международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке документ, который констатирует: на земном шаре 1000000000 человек – наркоманы. Российская статистика по сравнению с мировой не так масштабна, но не менее тревожна: 44,8% молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет употребляют психоактивные вещества. Доля “пробовальщиков” среди учащихся школ составляет 16,6%, учащихся ПТУ – 24,4%, студентов техникумов – 25,4%, студентов вузов – 30,6%. Доля наркозависимых в составе учащихся школ – 3,1%, учащихся ПТУ – 4,8%, студентов техникумов – 7,2%, студентов вузов – 4,8%.
Размеры беды оценили наконец и на высшем уровне. Известна цитата президента Путина: “Наркомания стала опасной для государства”. В Санкт-Петербурге в связи с этим принят Закон “О программе Санкт-Петербурга “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2005 годы”. Комитет по образованию в свою очередь приложил все усилия для реализации этой программы. В частности, в учебные программы образовательных учреждений вводятся факультативы, спецкурсы в рамках таких дисциплин, как “ОБЖ”, “Биология”, “Химия”, “Граждановедение”,”Правоведение”, “История”, “Экология”, “Физкультура”, “Литература”. Первичным и наиболее эффективным действием должна стать организация профилактической работы, которая позволит сформировать новую систему ценностей, неприятие наркотика как разрушающего начала.
Об этом и о том, как в образовательной деятельности соблюсти принцип “не навреди”, говорили на совещании педагогических работников учреждений начального профессионального образования. Учебно-методический центр городского Комитета по образованию предложил вниманию учителей “Методическое пособие по профилактике наркозависимости”, где можно было ознакомиться со многими темами, касающимися наркомании: от основных понятий и терминов до примерного тематического планирования в конкретных учебных курсах.
“Лобовая атака”, по мнению специалистов, приводит к противоположным результатам: подростки, наоборот, начинают интересоваться тем, что до этого им было безразлично. Бесконечные “не” не достигают цели. Как утверждают педагоги, здесь важно противопоставление. Если идут темы урока “Альдегиды и карбоновые кислоты”, “Сложные жиры”, “Амины. Аминокислоты. Гетероциклические соединения” (химия), то обязательным должно быть упоминание, как они воздействуют на обменные процессы в организме, на периферическую нервную систему, как влияют на развитие цирроза печени. В литературе целенаправленный подход призваны осуществлять произведения классиков и современников. Целая галерея искалеченных пагубной привычкой судеб предстанет перед человеком, когда он откроет книги Василия Шукшина, Валентина Распутина, Чингиза Айтматова. Когда зла слишком много, приходит его отрицание. И на умиротворение души сейчас же поспешат “Лето Господне” Ивана Шмелева, “Дон Кихот” Сервантеса, автобиографические повести Аксакова, Толстого. От педагога в данном вопросе требуется минимум категоричности и максимум деликатности. И педагог, судя по заверениям, готов с этим согласиться. Не было и в ближайшее время вряд ли появится в законодательной базе государства юридическая ответственность человека, употребляющего наркотики. Обществом утверждено: наркоман – больной человек. И значит, педагогу пришла пора надевать незримый белый халат и спасать будущее страны.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии