Сегодня музеи Санкт-Петербурга предлагают школьникам множество культурно-образовательных программ. Это и специальные тематические экскурсии, и абонементы, и циклы лекций, и интерактивные занятия. При многих музеях действуют кружки и студии. Что же нового может предложить один из самых юных музеев нашего города – Музей Фаберже? Чем может быть полезен учителям и их ученикам, когда существуют такие гиганты, как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей истории Санкт-Петербурга, с их многолетним опытом работы с детьми?
Наше собрание посвящено русскому прикладному искусству второй половины XIX – начала XX века. В первую очередь – это предметы ювелирного искусства, золотого и серебряного дела ведущих российских фирм и мастеров – Фаберже, Болина, Гана, Сазикова, Овчинникова, Рюкерта, Хлебникова, Кузьмичева, Грачевых. Коллекция пасхальных яиц, созданных фирмой Карла Фаберже, – самая большая в мире. Гордостью музея является и коллекция драгоценных табакерок конца XVIII – начала XIX, насчитывающая 50 предметов и дающая представление о традиции дарения в России и истоках драгоценных подарков. В музее так же экспонируется одна из самых богатых коллекций русских эмалей, старинный фарфор, живопись, графика.
О чем может рассказать предмет ювелирного искусства? О тех, кто его создал, – о людях и их мастерстве, о художественном вкусе авторов. О тех, для кого он был предназначен, – о моде, предпочтениях, господствовавших в разное время и даже о личностных качествах и отношениях заказчиков. О материалах и технологиях изготовления шедевров, о свойствах металлов и камней, эмалей, фарфора. Большинство предметов в нашем Музее создано в эпоху историзма, поэтому они могут поведать не только о своем времени, но и о стилях предшествующих веков, так как сами являются синтезом традиций и новаторства.
В Музее Фаберже представлены произведения, созданные в России, вывезенные из нее и возвращенные на родину усилиями фонда «Связь времен». Молодым людям нужно видеть, какую красоту умели создавать их предки своими руками. Возможно, они начнут понимать, что ручной труд, лежащий в основе ювелирного искусства, требует высочайшего профессионализма, блестящего художественного образования, знаний физики, химии, математики. Образцом прижизненного признания, профессионального восхождения из рядовых мастеров на художественный Олимп станет для молодежи судьба Карла Фаберже и современных ему художников.
Очевидно, что многие темы курса МХК учитель может раскрыть на примере коллекции Музея Фаберже. Это, прежде всего, культура и искусство Древней Руси, которые стали питательной средой для фантазий художников эпохи историзма, возродивших утраченные техники эмальирования. Это, конечно, и сама эпоха историзма. Предметы коллекции позволяют проследить, как сменялись, взаимодействуя друг с другом, неостили, как зарождался русский модерн.
Скромная, но от этого не менее ценная коллекция живописи и графики, в которой представлены полотна И. Айвазовского. В. Поленова, К. Маковского, Г. Семирадского, К. Коровина, С. Виноградова, К. Горбатова, Б. Григорьева, О. Ренуара, А. Мартена, Л. Вальта, А. Ле Сиданера, позволит ребятам получить представление о направлениях и стилях изобразительного искусства середины XIX – начала XX века.
Познакомить школьников с историей русской архитектуры можно на примере Шуваловского дворца, в котором находится Музей Фаберже. Возведенный в конце XVIII века, дворец Воронцовых–Нарышкиных– Шуваловых неоднократно перестраивался. И каждая реконструкция, не изменяя «внешность» особняка полностью, вносила в его облик что-то новое, отражая и модные стили, и вкусы владельцев.
Судьбы хозяев дворца неразрывно связаны с историей Романовых: Нарышкины, которым в свое время принадлежал особняк на Фонтанке, были в родстве с царствующей фамилией. Мало того, Шуваловский дворец имеет мемориальное значение: в нем неоднократно проводились великолепные приемы, в том числе и празднование совершеннолетия наследника российского престола Александра Николаевича, знаменитые балы Бетси Шуваловой, ставились спектакли. После революции, в 1927 –29 годах, когда во дворце находился Дом печати, здесь все еще продолжалась творческая художественная жизнь. Именно тут родилась литературная секция ОБЭРИУ. Здесь Игорь Терентьев поставил своего знаменитого «Ревизора», а Даниил Хармс – «Елизавету Бам», в 1928 году в Шуваловском прошел творческий вечер обэриутов «Три левых часа». В октябре 1927 года Владимир Маяковский прочитал в Доме печати поэму «Хорошо!». Здесь проходила выставка учеников Павела Филонова – объединения «Мастера аналитического искусства».
Русская история, прежде всего эпоха царствования последних Романовых, Александра III и Николая II, отражается в зеркале предметов коллекции музея. Кабинетские и родственные подарки, подношения русской армии и флоту ярче и увлекательнее, чем обычная лекция, расскажут о связях между королевскими домами Европы, о характерах и увлечениях высочайших особ и откроют их с неизвестной школьникам, непарадной стороны.
Тематические экскурсии – только первый шаг в создании культурно-образовательной программы для детей. При этом мы ищем новые формы взаимодействия школьников с музейной средой, одной из которых должно стать музейное занятие. Это не экскурсия, не урок, не лекция. Суть идеи в том, что ребенок сам выбирает, какие из заинтересовавших его предметов изучать детальнее. На занятии он сможет внимательно рассмотреть экспонаты, задать любые вопросы педагогу, сам найти ответы на некоторые из них в полученных на занятии материалах, выстроить и проверить рабочие гипотезы и даже сделать что-то собственными руками – узор, эскиз изделия, заготовку или сочинить литературное произведение, так или иначе связанное с тем, что он увидел и узнал на занятии. Еще одна форма, которая разрабатывается сотрудниками музея, – семейные занятия. Игра-квест – уже не новинка для многих музеев. Но мы думаем о таких квестах, которые бы потребовали от участников, с одной стороны, знаний из самых разных областей жизни, а с другой, помогли бы узнать нечто новое, прийти к некоему открытию.
В апреле нас ждет Детский пасхальный фестиваль с обширной программой. Конечно, это и тематическая экскурсия «История пасхального яйца», и мастер-классы по росписи пасхальных яиц – фарфоровых с мастерами Императорского фарфорового завода и деревянных с педагогами музея, выставка детских рисунков и концерты, в которых примут участие известные артисты.
Фото: архив Музея Фаберже
Комментарии