Летчик-капитан в фильме Алексея Германа «Двадцать дней без войны», начальник юнкерского училища у Никиты Михалкова в «Сибирском цирюльнике», генерал-контрразведчик у Михаила Пташука в ленте «В августе 44-го»… Народный артист России Алексей Петренко, которому 26 марта исполнилось 70 лет, к этим «военным» работам в кино относится очень трепетно. Впрочем, он никогда не горит вполнакала – любому своему начинанию отдает себя целиком. Вот и наша встреча с Алексеем Васильевичем произошла недавно в Санкт-Петербурге, где в Большом драматическом театре им. Г. А. Товстоногова прозвучала оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный». Петренко исполнил там все сольные партии – двух вокалистов и чтеца. Согласитесь, для большинства из нас такое перевоплощение любимого драматического актера неожиданно.
– Алексей Васильевич, при огромной актерской востребованности в кино вы еще и находите время петь! Давно радуете публику своим вокалом?
– До 53 лет радовал только свою супругу Галину Петровну. Кстати, именно она спровоцировала первое публичное выступление. Да еще на всю страну! Меня пригласили выступить в популярнейшей телепрограмме «Взгляд». И вот в ходе нее Галя как зритель в прямом эфире позвонила и попросила спеть. В душе я, конечно, выругался (дескать, мне указания дают!), но спел. Не прошло и месяца, как музыкальный редактор «Взгляда» предложила что-то исполнить в праздничной программе, посвященной Дню 8 Марта. Одолели письмами женщины со всей страны! С этого и началось.
– А к исполнению столь серьезной оратории Сергея Прокофьева кто вас привлек?
– Лет пятнадцать назад известный дирижер Владимир Федосеев пригласил меня, как драматического актера, читать текст в «Иване Грозном». Петь же должны были две девушки-меццо и два баритона. И вот на первой репетиции, когда дошли до исполнения «Колыбельной», я возьми и попроси Федосеева дать мне ее исполнить. Народ рассмеялся, а Владимир Иванович заметил, что без музыкального образования я просто не «перекрою» оркестр. Тогда я попросил музыкантов в этот момент замолчать и подождать, пока спою. Так и сделали. Дирижер, послушав, тут же попрощался с приглашенными профессиональными певцами: «Петь будет Петренко». Так возник этот странный жанр.
Нынешнее предложение дирижера и виолончелиста Сергея Словачевского приехать в Петербург и исполнить партии в «Иване Грозном» меня порадовало – это приятное и нужное дело. И, заметьте, очень трудоемкое и затратное, так как связано с огромным количеством задействованных людей: оркестр, хор. По этой причине ранее исполнял «Ивана Грозного» все больше за рубежом: в Вене, Париже, Мюнхене, Цюрихе. Хотя, на мой взгляд, выступать с этим произведением нужно по всей России – оно поднимает дух нашего народа, проявляет силу его характера и могущество государства в целом.
– Насколько известно, за границей успех был колоссальный. Причем шли на вас именно как на выдающегося вокалиста, исполняющего сложнейшее произведение Прокофьева.
– В Вене под занавес атмосфера напоминала ту, что царит на рок-концертах: публика пыталась подпевать, топала в такт ногами. А кое-кто из австрийских барышень даже всплакнул: и музыка красивая, и царя жалко… В одной из швейцарских газет вообще написали: публика на концерте боялась, что от мощи голоса Петренко обвалятся Альпы.
– Хор в Вене пел на русском языке?
– Конечно. И еще как – наши соотечественники не всегда так четко и точно без акцента поют. Причем в венском хоре выступают непрофессиональные певцы – это для людей хобби. Более того, они еще и сами деньги платят, чтобы выступить! Вот такое отношение к музыке – они просто получают удовольствие.
– Для вас лично «Иван Грозный» – это выгодный в материальном плане проект?
– В России я почти ничего не получаю – это для меня хобби. За границей – да, там платят хорошо. Но, как вы знаете, на хлеб себе я зарабатываю в кино. В театре играю лишь роль Фирса в «Вишневом саде», поставленном в Москве Эймунтасом Някрошюсом. Там прекрасный актерский состав.
– Часто сегодня приглашают сниматься в кино?
– Очень часто, но от многого приходится отказываться. Иной раз даешь согласие, зная само роскошное классическое произведение. Но получаешь сценарий и готов спросить: «Сколько вам надо заплатить, чтобы вот это не снимали вообще?»
Последний мой крупный проект: 12-серийный фильм английского ВВС «За закрытыми дверями». Там играю главную роль – Иосифа Сталина. Уже в пятый раз в своей творческой биографии. Жаль, что наш зритель увидит картину нескоро – Россия его купит скорее всего через несколько лет, когда он станет подешевле.
– В нашем кинематографе что-то появится?
– Сейчас Сергей Снежкин начинает снимать картину «Похороните меня за плинтусом». Там у меня одна из трех главных ролей – играю дедушку мальчика. А бабушку играет Светлана Крючкова, маму – Мария Шукшина. Снимать будут в Петербурге. Рад этому: все-таки 14 лет – с 1964 по 1978 год – отдал театру
им. Ленсовета. Здесь прошло мое профессиональное становление.
Вообще из новых работ, которые выходят на экраны, это «Двенадцать разгневанных мужчин» Никиты Михалкова. Кроме того, фильмы «Бегущая по волнам» и «Золотая цепь» по романам Грина. Удивительно, но с возрастом я, как актер, стал еще больше востребован!
– Хотя первая ваша профессия далека от сцены…
– Действительно, два года после школы работал кузнецом. Только после этого поступил в театральный институт. Хотя в материальном плане от этого перехода явно проиграл: при советской власти актерам платили мало.
– На музыкальном поприще чем-то еще порадуете?
– Готовлю сразу три аудиодиска к своему 70-летию. Там будут арии из опер, романсы, русские и украинские народные песни. Кроме того, у меня вышли две записи «Тараса Бульбы»: одна переведенная с телевизионной версии, а вторая свежая. Записал 24-серийный цикл русских народных сказок. Есть еще диск с рассказами Чехова. Только что записал рассказы Бунина.
– Иными словами, 70-летие – очередная ступень для того, чтобы продолжить поиск новых граней в профессии? И это несмотря на то, что уже сейчас некоторые называют вас гением…
– Насчет гения, то отвечу так. Когда помру, то устройте опрос прохожих. Уверен, что 99 процентов сначала спросят: «А кто такой этот Петренко?» Вообще актерское дело живое. В нем нельзя быть ни гением, ни бездарностью. Даже у самого незаметного артиста есть 2-3 удачные вещи. Смотря, какую наметить точку отсчета. Она должна быть как можно выше, тогда и твой уровень никогда не упадет ниже определенной черты. Единственно могу сказать, что себя никогда не жалел. Если роль – это высота, которую можно взять одним взводом, то я беру ее тремя. Важно, чтобы было что играть.
Комментарии