Художественная литература интегрирует культурный, исторический, нравственный и духовный опыт человечества в художественных и философских подходах. В центре литературы – человек в его отношении к себе, обществу, природе, миру. Но как подростку найти ответ на вопрос, поставленный в художественном произведении? Почти вся литература написана для людей, имеющих жизненный опыт. Ученики не видят связи между своей жизнью и проблемами выдуманных героев, отдаленных от них временем, возрастом, условиями жизни. Педагогу-словеснику необходимо продумать подход в преподавании литературы как предмета философско-эстетического курса…
Мой подход – максимальное приближение художественного текста к читающему ученику. То, что доступно и понятно, становится близким. Доверяешь советам близких, а не чужих.Учитель литературы сталкивается с рядом противоречий: большой объем предлагаемых произведений и малое количество часов, отведенных программой; активность учеников, желание высказать свою позицию и неумение школьников опираться при этом на текст художественного произведения. Формулирование собственной позиции ученика, умение аргументированно высказать ее и при этом частая подмена чтения произведения знакомством с литературно-критическими статьями.В связи с этим возникают вопросы: как привлечь ребят к литературе, не перегружая их? Как анализировать художественное произведение, вызвать интерес к нему и при этом способствовать духовному и нравственному росту учащихся?В поиске ответов на поставленные вопросы я пришла к мысли, что необходимо создавать благоприятные условия для понимания и анализа текста литературного произведения через оптимальный отбор материала и приближение проблем, поднятых в художественной литературе, к насущным проблемам учеников.Данная идея предполагает решение следующих задач:- отобрать для работы на уроках такие эпизоды произведения, которые позволили бы выйти на проблемы и особенности формы всего произведения в целом;- сформулировать конкретные, понятные, близкие и доступные ученикам цели;- научить детей связывать частное с общим, двигаясь от простого к сложному, от поверхностного к глубокому, от внешнего к внутреннему;- разработать материал, схемы, модели, технологические карты, обеспечивающие видение (объективизацию) основного содержания материала и деятельности;- представить критическую литературу, иллюстрирующую разные точки зрения на художественное произведение, и поставить ребят перед необходимостью выбора.Решение поставленных задач облегчается в результате кардинального изменения отношений между учителем и учеником в учебном процессе, стиля поведения учителя. Возникает ситуация, когда учитель и ученик одинаково не знают, как ответить на подсказанный самой жизнью вопрос, вместе ищут ответ на него в тексте произведения, учитель направляет поиск. В обучении литературе модель развития выглядит так: от опыта личности (автор, учитель) к анализу (автор, учитель + я) и от него к самовыражению (я). Совместная работа учителя и учащихся на уроке может быть представлена в виде следующей модели. Блок лекций – приблизить, найти узлы смысла – «визитная карточка» произведения (структурирование – высказывания критиков о произведении – история создания, отношение автора – опорная схема – ассоциативный портрет произведения).Семинарское занятие – найти разрешение извечных вопросов – приблизить литературный материал к жизни.Творческая лаборатория – выразить себя и свое отношение к миру – «я беру на себя ответственность рассуждать о такой сложной жизни».Работа по данной модели построена по теоретико-практическому принципу. Отдается предпочтение традиционной лекционно-семинарской системе. Предлагаемая мною модель обучения реализуется через личностно ориентированный подход. Я стараюсь активизировать и интенсифицировать деятельность учащихся (использую проблемное обучение, технологию обучения на основе опорных схем, коммуникативное обучение). Весь материал курса литературы распределен на блоки. Это объясняется необходимостью совместить большой объем материала с ограниченным временем. I этап. Блок лекций, посвященных одной теме Пытаюсь подбирать составляющие темы блока так, чтобы дать необходимый минимум знаний, требуемых стандартом образования, и в то же время приблизить их к проблемам сегодняшнего дня. Лекция должна вызвать познавательный интерес, взволновать, представить неизвестное, поставить цели, определить круг средств, объектов, которые помогут организовать работу по данной проблеме на следующих этапах изучения материала. Это первая ступень на пути к открытиям. Лекция должна прибавить к имеющимся знаниям новые и поставить исследовательские задачи. На лекции создается «визитная карточка» темы обсуждения. Создается модель – формула тематического блока (структурируется материал, указывается на основные смысловые и нравственные узлы, дается детальное и частичное разрешение их через текст). На лекционных занятиях не отвергается работа с текстом. Идет вторичное обращение к тексту, художественный отбор эпизодов, работающих на поставленные задачи. Здесь же, на I этапе, даются критические оценки современников автора с противоположными точками зрения на волнующий вопрос, обращается внимание на критические работы писателей и критиков наших дней, которые интерпретируют данное произведение в свете сегодняшнего дня. Составляется ассоциативный портрет темы. Каждый ученик называет слово, которое ассоциируется у него с данной темой. Все ассоциации (от «писатель» до «правда – страдание», то есть от прямых определений до образных сравнений) записываются на доске. Пытаемся с учениками группировать и обобщать ассоциации, связывать по смыслу между собой. Это готовит к диалогической ситуации на последующих уроках-семинарах.На уроках-лекциях выясняется читательское восприятие. Выяснение читательского восприятия есть первое осмысление художественного произведения» (В.Г.Маранцман). В процессе восприятия можно определить контуры будущего анализа. Накопленные в ходе обсуждения вопросы вписываются в технологическую карту наряду с уже существующими и прорабатываются на семинарских занятиях.II этап. Семинарские занятия Форма семинарских занятий позволяет находить ответы на вечные вопросы во время коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.Вступив в период ранней юности (15-17 лет), человек пытается определить свое место в окружающем мире, познавая его закономерности. Если старший подросток (13-15 лет) мучительно утверждал исключительность своего «я», то юноши и девушки стоят перед проблемами «я и мы», «я и мир». Это психологическое обоснование того, что они хотят не просто воспринимать, они хотят участвовать. Они нацелены на диалог, они готовы слушать, но при этом хотят быть услышанными. На урок-семинар ребята приходят уже с наработанным самостоятельно материалом по каждому вопросу (в начале изучения блока тем раздаются технологические карты).На семинарских занятиях используются 2 типа вопросов:- вопросы, анализирующие узлы смысла произведения;- вопросы развивающего типа (проблемный вопрос).Проблемный вопрос – это такая организация деятельности, которая позволяет привлечь класс к работе над поставленной проблемой. Проблемный вопрос должен активизировать творческий потенциал учащегося, должен включить исследовательские способности ученика, он предполагает привлечение дополнительной информации, не ожидается, что будет дан единственно правильный ответ, а только более или менее удачный.Пусть даже материал заимствован, на данном этапе происходит первичное разрешение проблемы. В основе семинарского занятия ставится по возможности проблемная ситуация, которая способна вывести ребенка к собственной позиции по поставленному вопросу. На одном из семинаров старшеклассники делают для себя открытие о том, что наказание Раскольникова не в суде и на каторге, а в муках совести, в любви к Соне, в мучительном возрождении к новой жизни.На уроках-семинарах должна царить психологически комфортная атмосфера, предполагающая совместную деятельность учителя и ученика на основе творчества, духовного равенства и межличностного общения.При обсуждении заданных вопросов с анализом соответствующих эпизодов художественного произведения особое внимание уделяется диалогу сознаний героя и читателя. Здесь же можно применить достаточно традиционный вид работы – написать страничку из дневника героя. Происходит проникновение в глубь сознания героя, «замещение» героя читателем, собственное видение героя.На семинарских занятиях задаются такие вопросы, которые позволяют, с одной стороны, проверить усвоение основных черт художественного мира писателя, тем и идей его творчества, а с другой – направить рефлектирующее сознание ребенка в русло, заданное русской классикой. Ребенок вводится в круг вечных вопросов и является полноправным участником диалога целых эпох.Воспитание грамотного читателя, способного сформулировать свои размышления, – одна из составляющих глобальной цели учебно-воспитательного процесса, формирования самостоятельной всесторонне развитой личности.Семинары провожу в форме бесед, диспутов, проектов, деловых игр, в центре которых всегда стоит проблемный вопрос. Учитель лишь направляет, а не подчиняет. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, на ошибку.III этап. Творческая лаборатория – завершающий этап Ученику предлагаются классические формы творческих работ: сочинение, стилизация, создание собственного произведения.Нравственный потенциал художественного произведения на этом этапе порождает особую систему гуманистических знаний – убеждений.Ученик сам определяет себе тему из заданных и предлагает видение данного вопроса. Важно, что ученик делает выбор сам, вступает в диалог с автором, создает свое произведение, в котором отражает собственную позицию относительно данного произведения, имеющую право на существование. Составной задачей на этом этапе является обучение написанию сочинения. В данном процессе, я считаю, есть два главных момента:- накопление знаний (знание требований к сочинению, базовых литературоведческих принципов, стилистики). Эта работа проводится на первых двух этапах. Заполняется специальный лист «База данных для сочинения по N-теме»; – формирование умения писать сочинение (подразумевает строго индивидуальный подход). Эта работа проводится на третьем этапе: сочинение корректируется, дорабатывается в русле самовыражения, рефлексивного воспроизведения. Старшеклассник раскрывает проблему с определенной точки зрения, в которую вложен свой контекст восприятия данного аспекта произведения с глубоким проникновением в художественный текст.На данном этапе я делаю вывод, какие открытия сделал для себя ребенок.В творческих письменных и устных заданиях ребенок выражает себя и свое отношение к миру. Конечной целью всей системы должно стать убеждение: «Я беру на себя ответственность рассуждать о такой «трудной» жизни».Умение брать на себя ответственность – важнейшее качество, которое необходимо современному человеку. Все три этапа, предложенные в данной модели обучения, способствуют воспитанию грамотного читателя. Известный учитель-словесник Е.Н.Ильин пишет: «Процесс освоения литературного произведения – человекоформирующий процесс, это не просто работа – это искусство, не только учебное занятие – это жизнь».Главная цель приобщения к искусству слова (литературе) – осознание себя и осмысление окружающего мира через художественный текст. Успешно решать поставленные задачи на каждом этапе позволяют следующие методы:I этап- метод конструирования материала;- метод наглядности (слайды, видеофильмы, опорные схемы);II этап – метод эмоционального погружения (синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение);- метод творческого сотрудничества (совместный поиск оптимального решения);- метод сравнения как один из путей активизации мышления;III этап- метод рефлексивного анализа (оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих одноклассников, прогнозировать перспективу развития);- метод портфолио – метод альтернативного оценивания и достижений учащихся позволяет выстроить систему индивидуального развития ученика и увидеть результаты его деятельности, своеобразие и уникальность личности.Содержание портфолио – детские стихи, сочинения, эссе, сценарии, стихи и т. п. Это своего рода творческий портрет ученика. Рассмотрим работу предлагаемой модели обучения на примере изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».I этап – блок лекций по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»:Петербург Достоевского, или «Лик мира сего». Раскольников среди униженных и оскорбленных.Идея Раскольникова о праве сильной личности.Преступление Раскольникова.Раскольников и сильные мира сего.Правда Сони Мармеладовой. Воскрешение Раскольникова.Составляется «визитная карточка» художественного произведения «Преступление и наказание». 1. Лекционный материал структурируется, составляется опорная схема.(В данной публикации дана только часть схем. – Прим. ред.)Можно составить такие схемы в отдельности по каждой лекции блока, затем соединить их воедино. Можно структурировать материал в целом по всему блоку.По возможности идет обращение к тексту, к тем эпизодам романа, которые отражены в опорной схеме. Например, сцена «Разговор в трактире» или сцена разговора Раскольникова и Сони Мармеладовой.2. Даются критические оценки авторов – современников Достоевского и современных критиков на роман «Преступление и наказание».3. На основе всего составляется ассоциативный портрет. Пример: «подаяние», «преступление», «наказание», «правда Сони», «топор», «Лизавета», «совесть», «Петербург». Пытаемся обобщить их, связать логически.4. Выясняется первое читательское восприятие, предполагающее ответы на вопросы: Понравилось ли вам произведение Ф.М.Достоевского? Почему?Как вы относитесь к образу Сони Мармеладовой?Осуждаете ли вы Родиона Раскольникова? Почему?Жалко ли вам старуху-процентщицу?Какие вопросы возникли при чтении романа «Преступление и наказание»?II этап – семинарские занятия.Например, семинар по теме «Правда Сони Мармеладовой». Эпиграфом к данному семинару взяты слова Достоевского: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». Эпиграф задает цель занятия. Семинар проводится в форме беседы по заданным вопросам с элементами текста произведения.Примерные вопросы семинара: Вопросы, анализирующие нравственные и смысловые узлы романа.Сцена первого визита. Цель посещения Сони Раскольниковым. По каким принципам живет Соня? Во имя чего «преступила»? В чем правда Сони? Что показалось странным Раскольникову у Сони, почему? Вопрос проблемного характера: «Прав ли Достоевский, противопоставляя правде Раскольникова правду Сонечки?»На этом же этапе осуществляются контроль и учет знаний, приобретенных в ходе двух этапов работы над произведением. Осуществляется он в форме контрольной, проверочной работы, тестов, викторин.На протяжении двух этапов ведется работа над страничкой «База данных для сочинения» (см. таблицы).Первый раздел – «Общее».Второй раздел – «По данной теме».III этап – творческая лаборатория.Написание классического сочинения по литературному произведению.Примерные темы сочинений по роману Достоевского «Преступление и наказание»:Их воскресила любовь.Образ Раскольникова в романе.Петербург Достоевского.Тема внутренней свободы и несвободы.Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе «Преступление и наказание».О каком наказании идет речь в романе?Диалогическое сочинение («Письмо Раскольникову, Соне или Достоевскому»), когда ученик выбирает близкий для себя тип воспринимающего сознания (философа, историка, лингвиста, обывателя и т. п.) и раскрывает проблему с определенной точки зрения. Я, как учитель, не настаиваю на систематическом создании подобных типов сочинения, достаточно написать 1-2 работы в год. Но ребята пишут гораздо больше, что подтверждает их заинтересованное отношение к предмету, которое сочетается с глубоким проникновением в художественный текст.Еще один тип сочинений применяю в своей практике – сочинения, требующие раскрытия личных отношений к произведению, его герою («Мое отношение к Раскольникову», «О чем «кричит» Достоевский в своем романе «Преступление и наказание»?»). Такое сочинение требует эмоционального освещения, может строиться как индуктивное (от частных, конкретных фактов к общему заключению) и дедуктивное (от общего положения к анализу отдельных фактов). Такое сочинение может быть рассуждением-доказательством (подтверждается справедливость выдвинутого положения) и рассуждением-опровержением (доказывается ложность выдвинутого положения). Рекомендуется писать такие сочинения с использованием литературного материала, так как художественная литература играет большую роль в осознании жизни. Названия таких сочинений почти всегда вопрос. В этих работах старшеклассник должен почувствовать себя полноправным участником диалога эпох, здесь он в полной мере берет на себя ответственность и философствует о жизни вообще.Предложенная мною технология, а точнее модель обучения литературе в старших классах, на мой взгляд, не должна применяться вместо традиционных методов обучения, а наряду с ними становиться составной частью методики. Какими бы ни были используемые учителем методики и технологии, успешность обучения и воспитания учеников зависит в первую очередь от личности учителя. Учитель должен давать полную картину изучаемого материала и обязательно вдохновлять на открытия. Ольга КОЛЯДА, учитель русского языка и литературы Ильинской средней школы Прибайкальского района Республики Бурятия
Комментарии