Новая отраслевая система оплаты труда, о преимуществах и недостатках которой идут жаркие споры в регионах, в Самарской области уже дает положительные результаты. Эксперимент по ее внедрению проходит весьма успешно. Для скептиков приведем всего один факт. Средняя зарплата учителей за полгода выросла с четырех тысяч до восьми. И это не предел, убеждены в Министерстве образования и науки области. К примеру, в двух округах – Северо-Западном и Центральном – ежемесячная зарплата педагогов перевалила за десять тысяч рублей.
Известно, что заработная плата учителей зависит не только от количества учеников и часов, а еще и от различных надбавок и доплат. Производятся они из надтарифного фонда.
– С внедрением новой системы оплаты труда, – рассказывает Нажия Хабибуллина, главный консультант Управления ресурсного обеспечения образования, – мы хотели добиться прозрачности формирования и распределения надтарифного фонда. Но, к сожалению, на сегодняшний день это касается в основном городов Самары и Тольятти, мы этого пока не достигли. Распределение надтарифного фонда – большая проблема. Я считаю, что учительские коллективы еще не включились в работу по формированию фонда оплаты труда и, как следствие, не могут повлиять на величину своей зарплаты. За многие годы учителя привыкли, что этим фондом распоряжается единолично руководитель образовательного учреждения.
На заметку
Надтарифный фонд распределяется строго в соответствии с локальными актами, которые разрабатываются и утверждаются коллективом самой школы.
В методике формирования фонда оплаты общеобразовательных учреждений определены основные направления расходования надтарифного фонда, такие как качество обучения, классное руководство, создание условий для сохранения здоровья воспитанников.
Порядок выплат надбавок, их размер должны быть установлены самой школой, ее коллективом.
В общем фонде оплаты труда надтарифный фонд занимает одну треть, что является достаточной суммой для того, чтобы учитель мог оценить разницу между своей зарплатой, начисленной с учетом выплат из надтарифного фонда и без них.
У нас есть отличный механизм, заложенный в новой системе оплаты труда, который стимулирует директоров правильно распределять надтарифный фонд, – считает Нажия Хабибуллина. – Это зависимость зарплаты директора школы от средней заработной платы учителей. Как он действует? Мы берем среднюю заработную плату учителя в данной школе и умножаем на определенный коэффициент. И если, к примеру, школа отнесена к первой группе по оплате труда руководителей и применяется коэффициент 2,5, то при средней зарплате педагогов в 8 тысяч рублей зарплата директора будет составлять 20 тысяч. Правда, этот механизм сегодня в полном объеме пока не заработал. В частности, это касается Тольятти, где учредителем школ является муниципалитет. В Тольятти заработную плату назначает мэрия, поэтому директора школ не заинтересованы и в правильном распределении надтарифного фонда, и в увеличении заработной платы учителей.
По решению правительства Самарской области эксперимент продлен до 1 сентября 2007 года, в течение этого периода система оплаты труда будет совершенствоваться, конечно же, с учетом замечаний и предложений, поступающих в министерство от всех участников эксперимента.
Министерством образования сегодня ведутся разработки новой системы оплаты труда не только для дошкольных образовательных учреждений, но для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2007 году в области должны приступить к реализации этого эксперимента.
Работа над ошибками
В новой системе оплаты труда не прописан механизм начисления заработной платы административно-хозяйственному персоналу. (Руководитель в пределах фонда оплаты труда сам формирует и утверждает штатное расписание.) Сейчас в министерство поступают предложения о необходимости утверждения должностных окладов для главных бухгалтеров и заместителей директора.
Для расчета заработной платы учителей иностранных языков введены коэффициенты 2, 1,5 и 1 в зависимости от количества учеников в группе. С учетом предложений планируется ввести коэффициент 2 независимо от количества детей в группе.
В зарплате руководителей не учтена высшая категорийность, поэтому руководителям учреждений сейчас невыгодно проходить аттестацию. Планируется ввести повышающий коэффициент.
В разработке находятся нормативные документы, которые должны будут обеспечить дополнительное финансирование оплаты труда учителей в малокомплектных филиалах общеобразовательных учреждений, а также в школах с углубленным изучением отдельных предметов.
Не ошибается тот, кто ничего не предпринимает. В Самарской губернии умеют быть первопроходцами, брать на себя такую огромную ответственность, чтобы другим последователям было легче.
Комментарии