По данным Центра научных исследований в сфере профориентации и психологии труда, в России 251271 профессия, а в мире их более 40 тысяч! Как определиться? Как не ошибиться в своем выборе? Каждому хочется заниматься любимым делом, получать удовлетворение от своей профессии.
Поэтому уже в школе ребята задумываются о своей будущей профессиональной деятельности. А помогает сделать им правильный выбор профилизация образования.
С 2015 года в московских школах действуют специальные медицинские классы, где детей готовят к профессии врача и поступлению в профильные вузы.
Школа №1420 в 2015 году одной из первых стала участницей проекта «Медицинский класс в московской школе». Медицинское направление в профильном образовании способствует формированию мотивации к выбору профессии медицинского работника, профессиональному самоопределению, помогает сформировать личность и адаптироваться в профессиональной среде.
Обучение в профильных классах дает ученикам определенные преимущества, но и подходить к нему нужно ответственно: заранее обдумать и принять решение, в каком направлении учиться дальше. Несмотря на то что деление на профили идет с 10‑го класса, задуматься о выборе нужно заранее. Профильная подготовка не предполагает резкой смены учебной программы, так что ученик должен быть уверен в своем решении.
Поэтому в нашей школе с целью организации работы в направлении успешной социализации учащихся профильных медицинских классов была разработана структурно-функциональная модель, в которой выделены этапы профильного обучения и возможности социализирующего влияния каждого из них:
– пропедевтический этап (1-4‑е классы). Уже с начальных классов ребята знакомятся с основами медицинских знаний как на уроках, так и на внеурочных занятиях «Школа здоровья», учатся бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
– этап предпрофильной подготовки (5-9‑е классы) включает психолого-педагогическое сопровождение профильного самоопределения, активизирующее и профессиональную, и социальную ориентацию личности на основе рефлексивной деятельности. Посещая кружки дополнительного образования «Шаг в медицину», «Основы медицинских знаний», учащиеся осваивают несложные медицинские манипуляции, участвуют в различных конкурсах;
– этап профильного обучения (10-11‑е классы), на котором происходит более глубокое погружение в профессию. Ребята посещают кружок дополнительного образования «Шаг в медицину», элективные курсы, дополнительные занятия со специалистами вузов, занятия в медицинском колледже, получая уже профессиональные навыки, которые не оставляют сомнения в правильности выбора.
Обучение в специализированном классе происходит с учетом требований государственного образовательного стандарта, включает в себя программу общего образования и углубленное изучение предметов естественно-научного направления.
Реализация профильной образовательной программы ведется на всех уровнях обучения, подразумевает научно-исследовательскую работу учеников, а также практическую деятельность в государственных медицинских учреждениях.
Партнерами нашей школы в рамках проекта являются Первый МГМУ имени И.М.Сеченова и РНИМУ имени Н.И.Пирогова. Заключены договоры о сотрудничестве с госпиталем ветеранов войн №2, диагностическим центром №3, медицинским колледжем №1.
Сотрудничество со специалистами вузов и представителями учреждений здравоохранения позволяет организовывать медицинские практикумы, участвовать в экскурсиях, проводить исследования и опыты, делать проектные работы.
Благодаря такому сотрудничеству ученики медицинских классов становятся победителями и призерами Сеченовской олимпиады, научно-практической конференции «Старт в медицину», успешно сдают предпрофессиональный экзамен в ведущие медицинские вузы.
Поступление в вузы медицинской направленности составляет более 90% от количества выпускников медицинских классов.
Подготовка выпускников школы к осознанному выбору медицинской профессии начинается еще в основной школе в рамках программы дополнительного образования «Шаг в медицину». В нашей школе есть медицинская лаборатория, которая оснащена специальными тренажерами, муляжами, цифровыми лабораториями, электронным оборудованием. Ученики 5-11‑х медицинских классов на практических занятиях по оказанию первой помощи на специальных тренажерах и муляжах учатся выполнять внутримышечные, внутривенные и подкожные инъекции, промывание желудка, взятие мазка из зева. На курсе по наложению повязок и шин рассматриваются растяжения, вывихи, переломы и кровотечения, а на занятиях по сердечно-легочной реанимации ребята учатся использовать дефибриллятор и на специальном тренажере проводить реанимацию. Одним из электронных тренажеров является стол Пирогова. Ребятам очень нравится этот тренажер, поскольку он позволяет ознакомиться с системами органов человеческого организма, сравнить здоровые органы и с патологией между собой, рассмотреть их с разных сторон, прочитать их название на латинском языке и ознакомиться с их подробным описанием. Еще одним любимым у ребят является тренажер для внутривенных инъекций, который имитирует вены людей разных возрастов и различную глубину их расположения. А электрокардиограф в кабинете настоящий, такой, как в больницах. Ребята могут на тренажере попрактиковаться в правильном расположении электродов на теле человека. Еще один электронный тренажер – телементер – и расскажет, и покажет различные медицинские манипуляции, позволит ребятам выполнить медицинские процедуры, запишет все на видеокамеру, чтобы потом можно было проанализировать и разобрать допущенные ошибки. Очень нравятся школьникам практические занятия по наложению шин, транспортировке пострадавшего. Для этих занятий в лаборатории есть различные шины, носилки. Наложение повязки, оказывается, не такая уж и простая манипуляция. Практические занятия по десмургии позволяют ребятам освоить схему наложения повязок на различные части тела.
Педагоги, проводящие занятия в медицинских классах, постоянно повышают свой профессиональный уровень. Посещают мастер-классы, семинары, консультации, проводимые вузами, медицинскими учреждениями.
В 10‑м классе каждый из учащихся профильного медицинского класса имеет возможность до окончания школы получить свидетельство о профессии «младшая медицинская сестра по уходу за больными» в рамках договора между школой и медколледжем.
Работая добровольцами в отделениях оториноларингологии, нейрохирургии, неврологии, сосудистой хирургии госпиталя ветеранов войн №2, старшеклассники овладевают правилами проведения термометрии, антропометрии, заполнения температурного листа и учетной документации, принимают участие в транспортировании больных в пределах учреждения, в проведении простейших физиотерапевтических процедур.
Учащиеся нашей школы также посещают мероприятия, проводимые в рамках профессионального образования «Субботы московского школьника», «Университетские субботы».
В 2020 году наша школа стала участницей городского проекта «Школы – консультанты городского проекта «Медицинский класс в московской школе». В течение года учителями школы были проведены консультации, мастер-классы, семинары, круглые столы, практикумы как для педагогов столицы, так и для учащихся медицинских классов московских школ. Не остановила работу пандемия, все мероприятия проводились в онлайн-формате.
Профориентация помогает ребятам определиться с выбором будущей специализации. Ведь в здравоохранении есть не только врачи и медики, но и программисты, управленцы, менеджеры, врачи – биохимики, биофизики, кибернетики и многие другие.
Специализированное образование для учеников старших классов существенно снижает величину разрыва между полученными теоретическими знаниями и практическими навыками медицинской деятельности. В результате общество получает молодых специалистов, имеющих гибкое мышление, способных успешно конкурировать с опытными работниками и в случае необходимости адаптироваться к новым условиям работы.
Выбор будущей профессии медицинской направленности – очень важный шаг в жизни. Обучение в медицинских классах поможет его сделать!
Елена КУРГУЗОВА, учитель биологии школы №1420
Комментарии