Формула деления с остатком (2-й урок по теме). Второй класс. Цели: повторить компоненты действия деления; повторить алгоритм деления с остатком, научить применять алгоритм при делении многозначных чисел; развивать грамотную математическую речь, умение доказывать, анализировать и обобщать; правильно строить обоснованный ответ; воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности, аккуратности, любознательности, руководствуясь принципом: каждая решенная задача – это еще одно открытие.
Ход занятия
Творческий диалог между учащимися (вопросы по пройденному материалу).
1-й ученик: Как называется первый компонент действия деления?
2-й ученик: Число, на которое делят, как называется?
3-й ученик: Что вы больше всего любите делать на уроке – решать примеры, уравнения или решать задачи?
4-й ученик: Как называется результат действия деления?
Учитель: Почему вы задавали вопросы друг другу, проверяя знания компонентов действия деления?
Ученики: Потому что на прошлом уроке у нас была новая тема – деление с остатком.
Открывают тетради, записывают число.
Устный счет
Что вы можете о нем сказать?
Ученики: Четное, двузначное…
Учитель: На какие числа оно делится без остатка?
Ученики: 1,2, 4, 7, 28.
Учитель: А на число 3 оно делится без остатка?
Ученики: Нет.
Учитель: Тогда сейчас в тетради запишите все числа от 7 до 30, которые делятся на 3 без остатка.
2 человека работают у доски (в тайничках).
Запись правильная на доске: 3, 6, 9, 12, 15, 16, 21, 24, 27, 30.
Почему правильная запись у 1-го ученика, какие знания ему помогли?
Знание таблицы умножения.
Учитель: Попробуем сейчас трехзначные числа разделить на 3. Выпишите данные примеры в два столбика (работают самостоятельно в тетрадях):
186:3=
605:3=
213:3=
561:3=
319:3=
418:3=
Учитель: Какие результаты у вас получились в первом столбике?
Ученики: 186:3=62
213:3=71
561:3=187
Учитель: Какие результаты у вас получились во втором столбике?
Ученики: 605:3=201 (ост.2)
418:3=139 (ост.1)
319:3=106 (ост.1).
Ребята, назовите, какие остатки у вас получились? А может в остатке при делении на число 3 получиться число 4?
Учитель: Почему?
Ученики: Остаток должен быть всегда меньше делителя.
Ребята, справиться с этими примерами вам помогли знание таблицы умножения и быстрая скорость счета. А вот посмотрев на эти числа, можно сразу сказать, разделятся они на 3 без остатка или нет?
Числа записаны на доске: 78, 83, 462, 729, 315, 15126, 1124, 3869.
Ученики: Сразу ответить трудно.
Учитель: Вот сейчас я вам открою маленький секрет. Возьмем число 642 и найдем сумму цифр этого числа 4+6+2=12.
12 – полученная сумма делится на 3 без остатка.
Значит, и все число может разделиться на 3 без остатка!
Проверьте, какие из заданных чисел будут делиться на число 3 без остатка.
Ученики выписывают их в тетрадь. Отвечают, применяя полученные новые знания.
Учитель: Ну что же, в начале урока вы сказали, что больше всего любите решать задачи на уроках. И сегодня мы снова решаем задачу, которую принес нам Дракон (большая мягкая игрушка, сшитая детьми на уроках труда).
Задача
У этого Дракона есть еще
7 братьев. У каждого из них по машине. Каждый день им привозят по канистре бензина в
50 литров. Они должны разлить бензин поровну, а остаток вылить в отдельный бочонок. Сколько дней пройдет, пока в бочонке не накопится такое количество бензина, которого хватит для заправки одной машины?
Один ученик работает у доски:
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
– Нет.
– Почему?
– Потому что не знаем, какое количество бензина нужно для заправки одной машины.
– Как же нам найти?
– Нужно 50 литров разделить на 8.
1-е действие. 50:8=6 (ост. 2 л).
6 литров на заправку одной машины.
2-е действие. 6:2=3 (л).
Ответ: несколько учеников зачитывают ответы к задаче. Как вы думаете, можно ли назвать Драконов плохими хозяевами?
Ученики: Если бы они были плохими хозяевами, то они бы бензин не экономили, выливали просто так.
Учитель: Значит, они у нас какие хозяева?
Ученики: Экономные, разумные, бережливые.
Учитель: А какими хозяевами вы хотите стать? А может быть, вы уже хозяева? Какие? Вот, например, Костя, каким хозяином ты себя считаешь?
Костя: Я бережливый человек и хороший хозяин, так как я вот уже полгода пишу одной и той же ручкой (меняю к ней только стержни), а вот Саша, например, каждую неделю свои ручки теряет или ломает.
Учитель: Вы согласны с доказательством Константина?
Ученики: Согласны.
Учитель ведет опрос (отвечают желающие). Ребята, пока мы с вами обговаривали ситуацию по задаче, наш Дракон решил несколько примеров (делить он захотел на 8, так как их 8 братьев).
Задание. Мы с вами должны его решение проверить и помочь исправить ошибки, если они у него есть.
На доске:
36:8=4 (ост. 4)
65:8=8 (ост. 1)
78:8=9 (ост. 7)
43:8=5 (ост. 3)
70:8=7 (ост. ?)
Дети записывают в тетрадь правильное решение:
78:8=9 (ост. 6) – ошибка №1
70:8=8 (ост. 6) – ошибка №2
Почему возникла первая ошибка. Ее причина?
Ученики: Не знает таблицу умножения либо неправильно вычитал, так как 78-(8х9)=6.
Учитель: Причина второй ошибки?
Ученики: Дракон неправильно подобрал цифру в частном. При делении 70 на 8 в частном будет 8 и в остатке будет 6.
Учитель: Обобщим! Какие остатки могут быть при делении на 8?
Ученики: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Ученики: Остаток всегда меньше делителя!
Учитель: Кто может буквами записать формулу деления с остатком?
a – делимое
b – делитель
c – частное
R – остаток
Запись на доске:
a:b=c (ост. R)
всегда R < b
Еще раз записывают в тетрадь.
Завершающий диалог
– Почему к нам сегодня пришел Дракон?
– Он наша любимая игрушка.
– Почему он не приходил в прошлом году?
– Он символ этого года.
– А сколько дней в году?
– 365 или 366.
– А при делении на число 365 какой может быть остаток?
– От 1 до 364.
– Остаток всегда меньше делителя. При выполнении всех заданий мы учились применять алгоритм деления с остатком.
Елена САХАРОВА, учитель математики начальной школы (высшая гимназия-лаборатория Салахова), Сургут
Ученики: 6271187Ученики: 201 (ост.2)139 (ост.1)106 (ост.1).
Комментарии